Нефтегазохимия и нефтепереработка
Казахстанскому полиэтилену нашли партнёров в России и в Китае
В середине апреля завершено юридическое оформление проекта «Полиэтилен», предполагающего строительство завода по производству полиэтилена в Атырауской области. Проект переходит на этап реализации.
19 апреля в присутствии премьер-министра Республики Казахстан Олжаса Бектенова председатель правления «КазМунайГаза» Магзум Мирзагалиев, президент China Petrochemical Corporation (Sinopec) Джао Донг и председатель правления ООО «СИБУР» Михаил Карисалов подписали протокол, финализирующий официальное вхождение Sinopec в состав участников проекта. С этого дня структура собственников завода выглядит следующим образом: «КазМунайГаз» – 40%, Sinopec – 30%, «СИБУР» – 30%.
Долгая дорога к полиэтилену
Решение о строительстве первого казахстанского газохимического комплекса первый президент страны Нурсултан Назарбаев принял еще в 2012 году. Выступая с традиционным ежегодным Посланием народу Казахстана, он поручил правительству «обеспечить ввод в эксплуатацию Атырауского газохимического комплекса стоимостью 6,3 миллиарда долларов. При выходе на проектную мощность он должен ежегодно выпускать 500 тысяч тонн полипропилена и 800 тысяч тонн полиэтилена. Такой продукции мы в Казахстане не производили», – отметил Нурсултан Назарбаев.
Амбициозный проект предполагал, что этот газохимический комплекс закроет потребности всего центральноазиатского региона в полиэтилене. Партнерами по проекту в равных долях стали ТОО «Объединенная химическая компания», дочка госфонда «Самрук-Казына», и корейский концерн LG. Был проведен конкурс по выбору EPC-подрядчика, в нем участвовали Hyundai Engineering, DAELIM, Samsung Engineering и SK Engineering and Construction.
Однако в январе 2016 года компания LG Chem уведомила казахстанского партнера о выходе из проекта, объяснив пересмотр планов текущей конъюнктурой на рынке нефти. Казахстану пришлось начать поиск нового партнера, которым в итоге стала австрийская Borealis, подключившаяся к проекту в марте 2018 года.
Переговоры с компанией велись около двух лет. Ключевым условием реализации проекта являлась обеспеченность завода сырьем (этан) по приемлемой цене. Иностранный партнер также настаивал на подписании Соглашения о поддержке правительства (СПП) – своего рода инвестиционного соглашения, в котором были бы прописаны основные условия по защите инвестиций и преференции для инвестора.
«Borealis выдвинул требования по гарантированию определенного уровня экономической рентабельности проекта. Чтобы выполнить эти требования, обсуждалась конфигурация сделки, при которой в случае увеличения стоимости проекта все сверхзатраты оплачивала казахстанская сторона в лице «Самрук-Казына», – рассказал Petroleum участник переговоров с казахстанской стороны Аскар Исмаилов, в то время курировавший в «Самрук-Казыне» газохимические проекты. – В рамках обсуждения СПП австрийские инвесторы также требовали беспрецедентных для себя привилегий. Например, Казахстан должен был согласиться рассматривать все споры в Международном инвестиционном суде (а данный суд нацелен только на защиту интересов инвесторов). Кроме того, государство должно было предоставить бессрочные привилегии, которые должны действовать даже после истечения срока действия контракта – после 2060 года, а также многое другое. Казахстанская сторона не приняла условия, выдвинутые австрийской компанией, хотя, в свою очередь, предлагала целый ряд компромиссных вариантов. Я, как человек, непосредственно участвовавший в переговорном процессе, могу об этом сказать однозначно».
В итоге в мае 2020 года Borealis решил выйти из проекта. С учетом сложившихся обстоятельств далее рассматривались потенциальные инвесторы из Южной Кореи, США, Китая и России. В итоге к наиболее реалистичным результатам переговоров пришли с российской компанией «СИБУР».
После начала военных действий в Украине сотрудничество с «СИБУРом» стало нести для казахстанской стороны вполне реальные риски – в любой момент российский концерн мог попасть под санкции. Необходимо было риски разделить – и их поделили с китайским партнером.
Тем более что Sinopec для «СИБУРа» – компания не чужая, она владеет 40%-ной долей в совместном проекте по строительству Амурского ГХК на Дальнем Востоке России мощностью 2,3 млн тонн полиэтилена и 400 тыс. полипропилена в год. Sinopec с пакетом в 8,5% является одним из акционеров «СИБУРа».
Параметры проекта
Итак, в августе 2024 года ключевые параметры казахстанского проекта были, наконец, определены и согласованы. Мощность первого интегрированного газохимического комплекса по производству полиэтилена в Казахстане составит 1,25 млн тонн в год, это примерно 1% от всех мировых мощностей. Объем инвестиций по проекту – порядка $7,7 млрд, при этом, как сообщал КМГ, предполагается использовать как собственные средства партнеров, так и заемные.
Проект будет реализовываться при поддержке государства: завод будет построен на территории специальной экономической зоны «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в 33 км от Атырау, на 9 км севернее железнодорожной станции Карабатан. Регистрация в СЭЗ обеспечит проект соответствующей инфраструктурой на льготных условиях и специальным налоговым режимом (0% таможенные пошлины, 0% налог на землю, 0% НДС, 0% корпоративный подоходный налог, 0% имущественный налог, упрощенная процедура найма иностранной рабочей силы). Строительство завода планируется завершить до 2029 года.
Солидные преференции, которые правительство предоставляет проекту, вполне объяснимы. «Приоритетом для нашей экономики является производство высокого передела – выпуск продукции с быстрым наращиванием добавленной стоимости в технологической цепочке с ориентацией на экспорт, – заявил на церемонии подписания премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов. –Добавленная стоимость между исходным сырьем – этаном – и продукцией третьего передела – полиэтиленом – возрастает в 20 раз, с $80-90 до $1600-1800 за тонну. Проект «Полиэтилен», безусловно, придаст серьезный импульс развитию как обрабатывающей промышленности, так и экономики страны в целом. По расчетам экспертов, вклад в ВВП страны к 2030 году от реализации проекта оценивается приблизительно в 1,2%».
В свою очередь, премьер ожидает от проекта и косвенного экономического эффекта. «Мы со стороны государства оказываем всестороннюю поддержку в реализации важных для экономики страны проектов. В то же время от вас ожидаем увеличения доли местного содержания, – сказал премьер, обращаясь к инвесторам. – Для этого необходимо определить перечень товаров и оборудования, которые в обязательном порядке будут приобретаться у отечественных производителей. Отдельное внимание нужно уделить обучению казахстанских специалистов и передаче компетенций. Для нас важно максимальное привлечение местных кадров, в том числе на руководящие позиции в проекте. На аналогичный подход мы рассчитываем при реализации других совместных проектов», – подчеркнул премьер-министр.