Нефтегазохимия и нефтепереработка
Рынок битумных материалов Средней Азии: итоги прошлого года, тенденции развития в нынешнем
Радик Саитов, коммерческий директор ООО «Консалтинговая Компания «ОМТ-Консалт», РФВ последние годы изменение геополитической ситуации в мире расширяет возможности стран Средней Азии для привлечения источников инвестиций и развития торговых отношений. Вложения в инфраструктуру, такие как строительство и модернизация автодорог, железных дорог, портов и терминалов, стимулируют развитие экономических отношений между странами Азии и их соседями. Страны Средней Азии готовы к значительным преобразованиям в своей логистике, планы по развитию транспортных коридоров набирают обороты. Развитие транспортных коридоров в южном направлении открывает огромные перспективы для укрепления региональных связей и раскрытия экономических возможностей.
«ОМТ-Консалт» — ведущая отраслевая компания в сфере проведения аналитических и маркетинговых исследований и бизнес-консультирования в нефтегазовой отрасли. Мы проводим исследования рынков, разрабатываем бизнес-планы, бизнес-модели и консультируем по вопросам создания маркетинговой стратегии и стратегии продаж.
Многолетний подход к анализу рынков битумных материалов (цены на битум, производственные мощности, объемы производства и хранения, импорт, экспорт, перевозки, спрос на рынке и тенденции развития сферы битумных материалов) базируется на принципах объективности, актуальности и достоверности.
Через страны Средней Азии проходят крупные международные автодорожные коридоры, развитие которых проходит в рамках реализации транспортных стратегий и программных документов. Развитие транспортной инфраструктуры осуществляется в направлениях «Восток-Запад» и «Север-Юг», в том числе и в рамках инициативы «Один пояс, Один путь» и развития коридора «Европа - Западный Китай».
Активное развитие дорожной сети влечет за собой рост объемов потребления битумных материалов. При этом собственное производство битума имеется в Казахстане и в Узбекистане. Большая часть потребляемого битума импортируется в страны Средней Азии, преимущественно из России.
В 2023 году в Казахстане наблюдался рост потребления битума на 12% по сравнению с предыдущим годом, общий объем потребления составил 975 тыс. тонн. Рост объемов потребления при снижении объемов производства на 8% произошел за счет увеличения объемов импорта битума в 9 раз по сравнению с предыдущим годом и снижения объемов экспорта (-52%) в связи с вводом запрета на экспорт отдельных нефтепродуктов, начиная с апреля 2023 года.
В Узбекистане в 2023 году объем импорта битума вырос на 58% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 396 тыс. тонн. Общее потребление битума в Узбекистане (импортируемые объемы и внутреннее производство) по итогам 2023 года составило 482 тыс. тонн. Доля импортируемого битума в общем объеме составляет 82%.
По итогам 2023 года объем импорта битума в Кыргызстан составил 88,4 тыс. т. Рост объемов импорта битума в 2023 году по сравнению с прошлым годом – 37%. В 2023 году объемы поставок с российских НПЗ выросли на 28,9 тыс. тонн (+65%) по сравнению с показателем 2022 года.
За 2023 год объем импорта битума из РФ в Таджикистан составил 46,8 тыс. т, что на 71% больше значений прошлого года.
Для Казахстана развитие транспортных коридоров в южном направлении представляет собой стратегический императив. Поскольку Казахстан становится крупнейшей экономикой в регионе, оптимизация транспортных коридоров призвана укрепить региональную торговлю и экономическую интеграцию. Для достижения этой цели Казахстан намерен приступить к реализации ряда преобразующих транспортных проектов, направленных на укрепление транспортной связности и облегчение беспрепятственного перемещения товаров по региону.
В Казахстане готовятся к осуществлению комплексных усилий по реконструкции, с планами реконструировать более 4000 километров автодорог к 2029 году. Принимаются меры по устранению недостатков в секторе автомобильных дорог, предусматривающие строгие правила и усиленный надзор, направленные на обеспечение своевременного и качественного строительства дорог.
В 2023 году, согласно плану минэнерго, уполномоченного органа в области производства нефтепродуктов, производство битума должно было составить 1,2 млн тонн. Caspi Bitum планировал выпустить 500 тыс. тонн, Павлодарский НХЗ – 280 тыс. тонн, Qazaq Bitum – 360 тыс. тонн, «Асфальтобетон 1» – 72 тыс. тонн. В среднем, с января по декабрь казахстанские заводы ежемесячно планировали выпускать по 100 тыс. тонн битума.
Однако по итогам 2023 года произведено 839,7 тыс. тонн битума, что меньше показателя производства за предыдущий год на 8%.
В 2023 году объемы производства снизились на Caspi Bitum на 20% (-87,1 тыс. т) и на ПНХЗ» 18% (-41,1 тыс. т.) по сравнению с объемами производства 2022 года. Qazaq Bitum увеличил объем производства на 51% (+40,6 тыс. тонн), «Асфальтобетон 1» – на 25% (+14,3 тыс. тонн). По итогам 2023 года запланированные объемы выпуска достигнуты на Павлодарском НХЗ и «Асфальтобетон 1». Caspi Bitum произвел 72% от запланированного объема, Qazaq Bitum – 34%.
Среди причин снижения производства называют несвоевременную подачу заявок на битум дорожно-строительными компаниями, несвоевременную его оплату и подготовку ж/д вагонов для отгрузки готовой продукции. Также одна из причин снижения показателей – временный запрет на пограничном железнодорожном переходе «Канисай», который привел к недопоставкам российского гудрона на заводы Qazaq Bitum и «Асфальтобетон 1».