Проекты
Через Россию, через Каспий или в Китай?
У администрации президента Казахстана и Антимонопольного ведомства разные мнения на этот счёт
30 июля 2024 года президент страны Касым-Жомарт Токаев утвердил Национальный план развития Республики Казахстан до 2029 года.
«Экспортно-сырьевая модель экономики Казахстана ограничена в возможностях генерации доходов в бюджет и инвестиций в ее диверсификацию. С 2014 года среднегодовой темп роста национальной экономики замедлился и сегодня составляет менее 5%. На фоне критического недоинвестирования, низких уровней инновационности и производительности экономики этого недостаточно для развития и восполнения выбывающих основных фондов. При этом в 2022 году более 15% ВВП и 70% экспорта Казахстана приходилось на отрасли, связанные с минеральным сырьем», – подчёркивается в документе.
План включает 17 направлений развития, сгруппированных в 4 блока на основе общности запланированных результатов и механизмов реализации. Для каждого направления определены целевые индикаторы и их значения на 2029 год, а также ключевые приоритеты развития, поддерживаемые списком соответствующих ожидаемых результатов.
Одним из приоритетов развития является диверсификация экспортных нефтяных коридоров. Предполагается, что ключевым дополнительным экспортным маршрутом станет так называемый Срединный международный транспортный коридор через Каспий. Также в случае прекращения по какой-то причине транспортировки нефти по системе Каспийского трубопроводного консорциума могут быть задействованы свободные мощности нефтепроводов «Атырау - Самара» и «Казахстан - Китай». В среднесрочной перспективе планируется увеличение перевалки нефти на танкеры в пределах существующих мощностей порта Актау (до 7 млн тонн в год). И, наконец, в плане реанимируется давно разработанный и положенный под сукно проект Казахстанско-Каспийской Системы Транспортировки нефти. (ККСТ). «Будет также рассмотрена возможность реализации проектов по строительству нефтепровода «Ескене - Курык», морских терминалов на казахстанском и азербайджанском побережьях Каспийского моря, а также специального крупнотоннажного танкерного флота для дальнейшего увеличения транскаспийских перевозок до 20 млн тонн в год и более», – говорится в документе.
Буквально спустя несколько дней после публикации Национального плана Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан опубликовало на своем сайте результаты анализа товарного рынка транспортировки нефти по магистральным трубопроводам в целях экспорта.
И содержащийся в нем вывод прямо противоречит некоторым приоритетам, обозначенным в стратегическом плане. Что это: фронда или межведомственная несогласованность?
Труб достаточно, нужно больше нефти?
Агентство пришло к выводу, что по состоянию на февраль 2024 года, самым дешевым маршрутом для казахстанской нефти остаётся экспорт через трубопровод «Атырау-Самара» и далее в порты Новороссийск и Усть-Луга.
Как отмечает Антимонопольное ведомство, в 2023 году фактическая загрузка мощностей национального нефтетранспортного оператора АО «КазТрансОйл» по направлению «Атырау-Самара» составила 9,2 млн тонн в год, при проектной мощности 17 млн тонн в год (фактическая недозагрузка – 7,8 млн тонн в год). В этом же периоде фактическая загрузка ТОО «Казахстанско-Китайский трубопровод» по направлению «Атасу-Алашанькоу» составила 11,2 млн тонн в год, при мощности 20 млн тонн в год (недозагрузка – 8,8 млн тонн в год).
По данным КТК, по системе Каспийского трубопроводного консорциума в прошлом году было прокачано в порт Новороссийск и далее – на экспорт 56 млн тонн нефти от казахстанских грузоотправителей (при общем объеме прокачки в 63,5 млн тонн). В начале августа 2024 года генеральный директор КТК Николай Горбань побывал в Казахстане, где встретился с руководством Тенгизского и Кашаганского проектов. В ходе встреч руководитель КТК подтвердил, что система, с учетом роста добычи на Тенгизе после завершения в будущем году Проекта будущего расширения (примерно на 12 млн тонн) и на Кашагане после завершения строительства ГПЗ способна прокачать из Казахстана порядка 72,5 млн тонн добытой нефти.
В этих условиях антимонопольное ведомство страны приходит к выводу, что «появление новых магистральных трубопроводов экономически не целесообразно, поскольку направления привязаны к конечному потребителю (импортеру продукции), и действующие направления охватывают основные страны-импортеры нефти (Европа, Китай)».