Проекты
Казахстан вновь подталкивает к уступкам иностранных инвесторов в сфере добычи. Часть 2
Но не рискует ли он потерять «курицу, несущую золотые яйца»?
22 июня 2024 г.
Полина Миренкова, директор, Исследования по энергетике Евразии
Мэтью Дж. Сейгерс, вице-президент, Исследования по энергетике Евразии
Текущие действия Правительства
На данный момент Правительство Республики Казахстан инициировало ряд судебных разбирательств против консорциумов по проектам Кашаган и Карачаганак. Первым из них стало обвинение НКОК в экологических нарушениях, а затем на НКОК и КПО были поданы международные арбитражные иски. Как следует из комментариев в различных источниках информации, эти действия направлены на усиление переговорной позиции Казахстана, из чего можно сделать вывод, что их цель – преднамеренное оказание давления на консорциумы.
НКОК предъявлен беспрецедентный штраф за экологические нарушения
29 марта 2023 года Министерство экологии и природных ресурсов Республики Казахстан подало иск в административный суд Атырау против консорциума проекта Кашаган. Общая сумма иска, как сообщалось, составила 2,3 трлн тенге (5,14 млрд долл. США) в виде штрафов и пени за вменяемые консорциуму нарушения экологических норм, среди которых сверхнормативное размещение серы на площадках складирования УКПНГ «Болашак», сброс сточных вод в прудиспаритель без соответствующей очистки и сжигание неочищенного сырого газа на факелах без экологического разрешения. Предполагаемые нарушения были выявлены в ходе проверок, проведенных в 2022 году Департаментом экологии по Атырауской области на наземных и морских объектах НКОК. Консорциум отверг обвинения, заявив, что придерживается самых строгих экологических стандартов во всех сферах своей деятельности.
Поразителен размер предъявленного штрафа, основная доля которого приходится на нарушения при хранении серы – его сумма поистине колоссальна. Министерство экологии пояснило, что штраф рассчитывается по установленной методике, отдельно подчеркнув, что окончательную сумму будет определять суд.13
Предъявленный НКОК штраф на сумму 5,14 млрд долл. США представляется тем более необоснованным, если учесть отсутствие заметного негативного воздействия или фактического ущерба для окружающей среды в результате предполагаемых нарушений. Причем особенно очевидной чрезмерность штрафа становится в сравнении с размером выплат, последовавших за реальной экологической катастрофой – такой как взрыв и затопление нефтедобывающей платформы BP Deepwater Horizon при разработке скважины Макондо в Мексиканском заливе в 2010 году. Эта авария унесла жизни 11 человек и повлекла за собой крупнейший разлив нефти в истории морской нефтедобычи. В результате компании BP пришлось выплатить беспрецедентный на тот момент штраф в размере 5,5 млрд долл. США в соответствии с законодательством США об охране водной среды [US Clean Water Act], помимо значительной суммы в несколько миллиардов долларов, которая ушла на компенсацию пострадавшим, а также на очистные и восстановительные мероприятия.14
Вместе с тем нельзя не отметить, что в действиях Правительства Казахстана наблюдается некоторое противоречие. С одной стороны, власти страны пытаются предъявить НКОК штрафы на значительные суммы за нарушение нормативов размещения серы. С другой стороны, они побуждают консорциум к строительству ГПЗ мощностью 4 (2+2) млрд м3 в год, чтобы направлять больше сернистого газа на переработку, а не на обратную закачку, хотя это повлечет значительный рост производства серы в качестве побочного продукта вместе с необходимостью размещения ее дополнительных объемов. Иными словами, текущую ситуацию для НКОК можно назвать парадоксальной.
В апреле 2023 года НКОК подал апелляцию, оспаривавшую как сам штраф, так и обоснованность претензий, выдвинутых по результатам проверок. После продолжительных судебных тяжб в феврале 2024 года Апелляционная коллегия суда Астаны признала правомерным ранее предъявленный штраф, отклонив апелляцию НКОК. В апреле 2024 года местные СМИ сообщили, что НКОК обратился по этому поводу в Верховный Суд Республики Казахстан (см. текстовую вставку).
Судебные разбирательства по поводу экологического штрафа НКОК
В марте 2023 года против консорциума проекта Кашаган было возбуждено административное производство по факту нарушения экологического законодательства. По сообщениям СМИ, сумма, предъявленная к взысканию, составила 5,14 млрд долл. США. Это событие вызвало шок в отрасли.* В апреле 2023 года НКОК попытался оспорить сам штраф, а также правомерность проверок и заключений по их результатам. Сперва консорциум обратился в этой связи в Министерство экологии, но оно заняло сторону Департамента экологии по Атырауской области, проводившего проверки. Тогда НКОК подал ходатайство в Специализированный межрайонный административный суд Атырауской области о признании штрафа и результатов проверки недействительными. В качестве довода приводилось положение статьи 181 Экологического кодекса Республики Казахстан («Гласность государственного экологического контроля»), согласно которому не допускается опубликование сведений проверки, если не истек срок на судебное обжалование. Ссылаясь на вышеуказанное положение, консорциум утверждал, что результаты проверки, на основании которых были сделаны выводы о предполагаемых нарушениях, были опубликованы преждевременно и, соответственно, являются недействительными. Оператор также отрицал факт аварийного выброса сырого сернистого газа на УКПНГ «Болашак». Впоследствии НКОК подал ходатайство в Специализированный межрайонный административный суд Астаны для принятия решения по существу дела о вменяемых консорциуму нарушениях. В июне 2023 года указанный суд частично удовлетворил иск НКОК, в том числе в отношении требования о выплате самого крупного штрафа (связанного с размещением серы). В соответствии с постановлением суда, нарушения в части изоляции серных карт гидропленкой и обеспечения дополнительных фильтров для очистки амина отсутствовали. Но особенно важным стало согласие суда с доводами НКОК о том, что объем размещения серы соответствовал установленным нормам.
Однако в сентябре 2023 года Департамент экологии по Атырауской области обратился в городской суд Астаны с обжалованием июньского решения. В ноябре 2023 года Апелляционная коллегия суда Астаны постановила возобновить судебное следствие и провести повторное судебно-экспертное исследование в отношении спора между природоохранными органами и НКОК. По имеющейся информации, на тот момент консорциум рассматривал возможность обращения в международный арбитражный суд, если разногласия останутся неурегулированными.
Основываясь на результатах возобновленного следствия, в феврале 2024 года Апелляционная коллегия суда Астаны отменила решение Административного суда Астаны от 14 июня 2023 года, тем самым подтвердив выводы Департамента экологии о нарушениях и признав обоснованность исходных результатов проверки. Коллегия постановила, что оператор нарушил экологические нормы, не покрыв верхнюю плоскость серных карт полимерной пленкой и внеся существенные изменения в производственный процесс без предварительной оценки их воздействия на окружающую среду и наличия разработанного проекта. В постановлении также признавался факт сверхнормативного размещения серы.
В марте 2024 года министр экологии и природных ресурсов Республики Казахстан Ерлан Нысанбаев заявил, что судебное разбирательство по данному делу может продолжиться, поскольку оператор имеет право подать апелляцию (и, по имеющимся сведениям, НКОК так и поступил, обратившись в апреле 2024 года в Верховный Суд Республики Казахстан). Окончательное решение – которое, очевидно, касается главным образом экологических нарушений на суше и вопроса размещения серы – все еще не принято.
При этом на основании результатов экологической проверки в отношении морских объектов Апелляционной инстанцией суда Атырау на НКОК был наложен штраф за сжигание сернистого газа без экологического разрешения и сброс производственных вод в Каспийское море без очистки. 29 марта 2024 года пресс-служба Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан сообщила, что НКОК выплатил штраф в размере 12,419 млрд тенге (28,2 млн долл. США) за эти нарушения в полном объеме.
______________________
* Оператору проекта Кашаган вменялись, в частности, следующие нарушения: (1) сверхнормативное размещение серы на площадках складирования УКПНГ «Болашак» в объеме более 1 млн т; (2) эксплуатация временной площадки хранения серной кислоты для регенераций отработанной щелочи без согласованных проектных документов и экологического разрешения; (3) неполное исполнение плана мероприятий по охране окружающей среды; (4) осуществление сброса сточных вод в пруд-испаритель без соответствующей очистки; (5) невыполнение требований, предусмотренных в заключении государственной экологической экспертизы; (6) перепрофилирование шламоуловителя без согласования с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды; (7) сжигание неочищенного сырого газа на факелах без экологического разрешения; а также (8) самовольные эмиссии на испарительных емкостях одного из объектов без наличия разрешительных документов. В общей сложности консорциуму вменялось шесть нарушений на морских объектах и десять – на наземных.
Очередной удар: новые арбитражные иски против НКОК и КПО
Консорциум НКОК оказался втянутым в еще одну крупную юридическую баталию – арбитражное разбирательство в отношении условий СРП. 11 апреля 2023 года ТОО «PSA» (государственный полномочный орган по проектам СРП в Казахстане) обратилось в международный арбитражный суд в Женеве с иском против НКОК на сумму 13 млрд долл. США. Причиной для него послужил неправомерный, с точки зрения Правительства, вычет затрат оператором в период с 2010 г. по 2018 г. В рамках иска НКОК также вменялось нарушение тендерных процедур по проекту и невыполнение подрядных работ в полном объеме. Впоследствии появилась информация о том, что предъявляемая к взысканию сумма выросла до 15 млрд долл. США. А к апрелю 2024 года, по имеющимся сведениям, ТОО «PSA» увеличило сумму исковых требований к консорциуму до буквально астрономической суммы – 150 млрд долл. США. Основная ее доля приходится на 138 млрд долл. США предполагаемой «упущенной выгоды и отражает расчет стоимости добычи нефти, которая была обещана Правительству, но не была доставлена разработчиками месторождений».15
Подробности арбитражного процесса детально не раскрываются в связи с необходимостью соблюдения конфиденциальности. Однако в сводках новостей прошла весьма туманная информация о существовании дополнительного иска о компенсации, связанного с контрактами по разработке Кашагана, которые якобы затронуты коррупцией.
На сегодняшний день НКОК инвестировал в разработку проекта около 68 млрд долл. США. Если приблизительно рассчитать валовой доход консорциума от продажи нефти и газа с момента начала добычи (умножив показатели годовых объемов производства нефти и товарного газа на средний уровень цен), то получится, что он в совокупности составляет лишь около 55 млрд долл. США. То есть сумма исковых требований Правительства в отношении «упущенной выгоды» более чем втрое превышает сумму совокупного валового дохода НКОК.
Аналогичным образом, в апреле 2023 года ТОО «PSA» подало арбитражный иск на сумму 3,5 млрд долл. США против консорциума проекта Карачаганак в Стокгольме. Причем и в этом случае причиной для иска послужил неправомерный, с точки зрения Правительства, вычет затрат оператором в период с 2010 г. по 2019 г., хотя в 2020 году власти Казахстана и КПО, казалось бы, пришли к окончательному урегулированию спора по поводу расчета затрат и прибыли.16 Помимо претензий по затратам, в иске, поданном ТОО «PSA», консорциуму также вменяется нарушение тендерных процедур при реализации проекта.
Выгода Казахстана от проектов под руководством МНК неоспорима
Невозможно переоценить ту выгоду, которую приносит Казахстану развитие нефтегазовой отрасли: оно служит важнейшим источником доходов, содействует внедрению передовых технологий и позволяет осваивать новые виды деятельности, тем самым укрепляя экономическую независимость страны и способствуя росту уровня жизни ее населения. И львиную долю этой выгоды обеспечивают три крупнейших проекта. В рамках выполнения своих обязательств по СРП операторы «Большой тройки» месторождений оптимизируют стоимость добываемой нефти, осуществляют налоговые выплаты и переводят средства в Национальный фонд. Причем вклад реализующих эти проекты международных консорциумов в благополучие Республики Казахстан не ограничивается лишь основной сферой их деятельности: они стимулируют экономическую активность в целом, оплачивая труд своего персонала и делая закупки у местных поставщиков, а также активно инвестируют в социальную сферу в масштабе всей страны.
Нефтяная промышленность играет наиважнейшую роль в казахстанской экономике: на ее долю приходится более половины совокупной экспортной выручки и доходов государственного бюджета, а в 2022 году она обеспечила около 20% ВВП страны (см. Рисунок 1 «Вклад нефтегазовой отрасли в ВВП Казахстана (%)»). Данная отрасль также является основным направлением поступающих в Казахстан прямых иностранных инвестиций (ПИИ). При этом нельзя не отметить значительный рост выручки от экспорта углеводородов (включая сырую нефть, газовый конденсат, нефтепродукты и природный газ) с 2000 года (см. Рисунок 2 «Экспорт нефти из Казахстана: объемы и выручка (2014-23 гг.)»). В частности, в 2023 году экспорт углеводородов принес 45,5 млрд долл. США или 58,0% от суммарного объема экспортной выручки (который составил 78,7 млрд долл. США). На эту статью экспорта также приходится значительный процент доходов бюджета и ПИИ в Казахстане.
Рисунок 1
– В 2023 году «Большая тройка» вошла в десятку крупнейших налогоплательщиков страны (ТШО занял первое место, КПО – второе, НКОК – шестое), а в период с 2019 г. по 2023 г. ее совокупный вклад составил 40,2 млрд долл. США, 74% из которых пришлись на долю ТШО (см. Таблицу 1 «Налоговые поступления в государственный бюджет Республики Казахстан от «Большой тройки» проектов в 2019-23 гг.»)
Самый крупный вклад в бюджет и экономику Казахстана однозначно вносит консорциум ТШО: в период с 2010 г. по 2021 г. его доля в номинальном ВВП страны в среднем составляла 11%. Вторым по величине налогоплательщиком в Казахстане на протяжении последних нескольких лет неизменно становился КПО: в период с 2014 г. по 2022 г. общая сумма налоговых и иных выплат консорциума государству составила 13,5 млрд долл. США. Доля НКОК также значительна: по имеющимся данным, в период с 2019 г. по январь-апрель 2024 г. он внес в бюджет страны 1,7 млрд долл. США. Существенная часть взносов в Фонд национального благосостояния от нефтегазового сектора в 2023 году, которые в совокупности составили 4,6 трлн тенге (10,2 млрд долл. США), также поступила от операторов «Большой тройки» проектов.17.
Рисунок 2
Таблица 1. Налоговые поступления в государственный бюджет Республики Казахстан от «Большой тройки» проектов в 2019-23 гг. (млн долл. США)
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | Суммарный показатель 2019-23 | Янв.-апр. 2024 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
НКОК | 231 | 130 | 201 | 519 | 448 | 1528 | 212 |
КПО | 1612 | 974 | 1637 | 3037 | 2143 | 9403 | 532 |
из них сумма превышения НДС, подлежащая возврату | 27 | 60 | 143 | 96 | 5 | 332 | 40 |
ТШО | 5063 | 2420 | 3997 | 9901 | 8210 | 29591 | 3068 |
ВСЕГО | 6878 | 3463 | 5691 | 13361 | 10797 | 40191 | 3772 |
Составлено в мае 2024 г.
Источник: S&P Global Commodity Insights, Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.
© 2024 S&P Global.
Нельзя обойти вниманием и тот весомый вклад, который вносят три мегапроекта в развитие социальной инфраструктуры, а также активную закупку ими местных товаров и услуг. Ниже мы остановимся на этом подробнее.
НКОК: В период с 1998 г. по 2022 г. консорциум НКОК реализовал в Атырауской и Мангистауской областях 226 инфраструктурных и социальных проектов (таких как строительство детских садов, школ, спортивно-оздоровительных центров и объектов культурного досуга), потратив на это в совокупности 863 млн долл. США.
За вышеуказанный период НКОК также поддержал 1 473 проекта в рамках программы спонсорства и благотворительности, разработанной с учетом нужд местных сообществ. На нее ежегодно отводится бюджет в размере 1,5 млн долл. США, который распределяется в равных долях между Атырауской и Мангистауской областями. Программа реализуется по пяти основным направлениям: здравоохранение, образование, спорт, культура и благотворительность.
В 1998-2022 гг. в ее рамках было реализовано 803 проекта в Атырауской области и 670 проектов в Мангистауской области, а общая сумма расходов составила 25,3 млн долл. США 18.
В 2022 году вклад НКОК получил высокое признание: консорциум удостоился Гран-при в категории «Лучшее социально ответственное предприятие» на ежегодном республиканском конкурсе «Парыз», получив награду лично от Президента Касым-Жомарта Токаева. Наряду с этим, НКОК занял второе место в подготовленном Всемирным фондом дикой природы (WWF) Евразийском рейтинге открытости экологической информации среди нефтегазовых компаний Республики Казахстан за 2022 год, что подтвердило его приверженность принципам прозрачности ведения деятельности и ответственного отношения к окружающей среде.
НКОК неуклонно следует курсу на развитие местного содержания, закупая у казахстанских поставщиков товары, работы и услуги, которые соответствуют принятым в консорциуме строгим стандартам. Это не только оптимизирует затраты, но и приносит позитивный эффект для экономики Казахстана.
В 2022 году в рамках Северо-Каспийского проекта на местные закупки было выделено 748 млн долл. США или 59,4% от суммарного показателя затрат на приобретение товаров, работ и услуг. Причем, если суммировать затраты на закупки у местных поставщиков начиная с 2004 года, то они составят 16,6 млрд долл. США. Эти цифры подтверждают серьезность намерения НКОК использовать местные ресурсы и содействовать региональному экономическому развитию.
КПО: Консорциум КПО также активно инвестирует в развитие социальной инфраструктуры, в частности, в строительство школ в Западно-Казахстанской области. С 1998 года по настоящее время на его средства было построено более 250 социальных и инфраструктурных объектов на общую сумму 797 млн долл. США. На данные цели КПО ежегодно выделяет 20 млн долл. США.
Помимо этого, консорциум предоставляет дополнительное финансирование в рамках специальных Постановлений Правительства Республики Казахстан, направленных на реализацию социальных и инфраструктурных проектов в Западно-Казахстанской области. Среди приоритетов КПО – развитие местного содержания, включая закупки товаров, работ и услуг, а также инициативы, призванные обеспечить благосостояние населения в регионе.
Начиная с 1997 года на подготовку местных кадров было выделено свыше 240 млн долл. США, а к концу 2023 года местные работники составляли 95% от общей численности персонала компании. Причем консорциум даже перевыполнил показатели.
Предусмотренные нормативно-правовыми требованиями Республики Казахстан в отношении казахстанского содержания в кадрах: оно составило 86% для руководящего состава и 98% для специалистов и квалифицированных рабочих.
В свою очередь, доля местного содержания в осуществляемых КПО закупках в 2023 году в совокупности достигла 63,2% и превысила 10,1 млрд долл. США за период с 1997 года. Наряду с этим в 2023 году консорциум завершил 18 социально-инфраструктурных проектов на сумму 43,2 млн долл. США, оказав содействие развитию местных сообществ.
Инициативы в данной сфере, в частности, включали предоставление путевок в санаторий «Акжайык» для 250 пенсионеров и финансирование стипендий для учащихся. КПО также спонсировал отдых 74 сельских школьников в летнем лагере в Уральске, в образовательных и спортивных мероприятиях которого, благодаря вкладу консорциума, за два десятилетия смогли принять участие две тысячи детей19
ТШО: Не является исключением и консорциум ТШО, который неоднократно на деле доказывал приверженность курсу на реализацию социальных программ и развитие местной экономики. Так, в 2023 году он выделил 25 млн долл. США на программу «Игилик», направленную на строительство объектов социальной инфраструктуры в Атырау.
Помимо этого, ТШО инвестировал 2,5 млн долл. США в реализацию 21 социального проекта в Атырауской области и селе Боранкул, а также оказал спонсорскую поддержку Атырауской области и Жылыойскому району на сумму более 2,6 млн долл. США. Не менее весомым вкладом в местную экономику стали два проекта, которые консорциум запустил в целях содействия малому и среднему бизнесу.
С 1993 года ТШО направил свыше 385 млн долл. США на улучшение социальной инфраструктуры в Атырауской области. За счет этих средств было профинансировано более 120 проектов, включая строительство и благоустройство школ, больниц, зон отдыха, детских садов и других объектов общего пользования.
С 2010 г. по 2023 г. ТШО поддержал 144 социальных инициативы неправительственных организаций (НПО) в рамках своей Программы социальных инвестиций, цель которой – улучшение благосостояния сообществ в сферах здравоохранения, образования, экономики и развития гражданского общества в Атырауской и Мангистауской областях.
В 2023 году уровень казахстанского содержания в закупках ТШО достиг 70%. Причем за период с 1993 года консорциум закупил товаров и услуг казахстанских поставщиков на сумму свыше 47,6 млрд долл. США, что не может не впечатлять. Вместе с тем значительно выросла доля граждан Казахстана, занимающих должности в основном производстве ТШО: в 1993 году она составляла 50%, а сейчас – целых 95%. Такие показатели наглядно свидетельствуют об ответственном отношении ТШО к поддержке местной экономики на долгосрочной основе20.
Примечания
13. Согласно Закону Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам экологии», нарушение лимитов размещения серы в открытом виде на серных картах влечет штраф в размере десяти тысяч процентов от ставки платы в отношении массы серы, размещенной сверх установленного лимита (см. https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2100000403, дата обращения: 10 мая 2024 г.). Помимо этого, размещение серы в открытом виде на серных картах без экологического разрешения влечет штраф в размере двадцати тысяч процентов от ставки платы в отношении массы серы, размещенной без экологического разрешения. Ставка платы за размещение серы в открытом виде на серных картах установлена в размере 3,77 месячного расчетного показателя (МРП) за тонну. МРП применяется для исчисления пособий, социальных выплат, штрафов, налогов и иных платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Величина МРП на 2023 год определяется Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2023-2025 годы». Согласно пункту 4 статьи 8 указанного закона, с 1 января 2023 года МРП устанавливается в размере 3 450 тенге. Учитывая вышеизложенное, сумма штрафа за превышение лимитов размещения серы в объеме около 1 млн т, рассчитанная в соответствии с действующими правилами, будет следующей: 3 450 тенге * 3,77МРП * 1 000 000 тонн * 10 000% = 1,3 трлн тенге (или, в случае отсутствия экологического разрешения, 3 450 тенге * 3,77МРП * 1 000 000 тонн * 20 000% = 2,6 трлн тенге). По имеющимся наблюдениям, в практике применения казахстанского законодательства принята приблизительная оценка суммы потенциального штрафа, согласно которой каждая тонна серы, превышающая лимит, влечет штраф в размере около 5 000 долл. США. Соответственно, если масса серы, размещенной сверх установленного лимита, составляет 1 млн т, то штраф должен быть около 5 млрд долл. США.
14. Общая сумма выплат в рамках глобального урегулирования исков между BP, Правительством США и пятью американскими штатами на побережье Мексиканского залива в 2017 году превысила 20 млрд долл. США. В нее входил штраф в размере 5,5 млрд долл. США с процентами, подлежащими уплате в течение 15 лет, а также 8,1 млрд долл. США на восстановительные мероприятия и 600 млн долл. США по другим искам. Помимо этого, в рамках урегулирования компания BP отдельно согласилась выплатить 4,9 млрд долл. США пяти американским штатам, расположенным на побережье Мексиканского залива, и сумму в совокупном размере до 1 млрд долл. США нескольким сотням местных органов власти в качестве возмещения экономического ущерба, понесенного ими в результате разлива. https://www.justice.gov/opa/pr/us-and-five-gulf-states-reach-historic-settlement-bp-resolvecivil-lawsuit-over-deepwater. Также состоялось урегулирование ряда других гражданских и уголовных исков между Федеральным Правительством США и юридическими лицами, вовлеченными в аварию Deepwater Horizon, включая BP и ее субподрядчиков. Однако эти иски касались других нарушений, и выплаченные по ним суммы не имели отношения к экологическим аспектам как таковым.
15. “Kazakhstan’s Compensation Claims Against Kashagan Oil Firms Jump to $150 billion” [«Казахстан взвинтил требования по компенсации от нефтяных компаний, разрабатывающих Кашаган, до 150 млрд долл. США»], 17 апреля 2024 г., https://www.bloomberg.com/news/articles/2024-04-17/kazakhstan-scompensation-claims-against-kashagan-oil-firms-jump-to-150-billion.
16. См. Commodity Insights Karachaganak partners and Kazakhstan finally resolve their longstanding dispute [«Партнеры по проекту Карачаганак и Казахстан наконец урегулировали давний спор»], декабрь 2020 г.
17. В одном только 2023 году Казахстан получил от ТШО 13,9 млрд долл. США в виде прямых платежей, из которых 8,2 млрд долл. США составили налоги и роялти, а остальная часть включала, в том числе, заработную плату и закупку местных товаров и услуг; причем совокупная сумма таких выплат с момента запуска проекта ТШО (который состоялся в апреле 1993 года) превысила 190 млрд долл. США.
18. См. Отчет НКОК об устойчивом развитии за 2022 год
19. См. Отчет КПО об устойчивом развитии за 2022 год.
20. См. Тенгизшевройл цифры и факты – Итоги 2023 года