Экспертиза
Перспективы газового рынка в регионе Центральной Азии и в Европе
Джон Робертс, специалист по энергетической безопасности, консалтинговая компания Methinks, член Европейской экономической комиссии ООН

Мы все становимся свидетелями парадокса мировой экономики: с одной стороны, в связи с изменением климата мы должны срочно отказаться от ископаемого топлива. С другой, в связи с войной в Украине мы как никогда зависимы от ископаемого топлива.
Начнем с так называемого климатического кризиса, длящегося годами и десятилетиями. Мир должен либо предотвратить его, либо научиться справляться с растущим глобальным потеплением, которое, согласно последнему докладу Intergovernmental Panel on Climate Change, в ближайшее десятилетие превысит 1,5° C от доиндустриального уровня.
Усиление глобального потепления увеличивает и приближает риски, связанные с экстремальными погодными явлениями, такими как аномальная жара, засухи и лесные пожары. Пока мы бездействуем, с каждым годом эти риски возрастают. Возможностей исправить ситуацию становится всё меньше с каждым днем.
Проблема состоит в том, что любой переход предполагает естественную скорость его осуществления. И необязательно она будет совпадать со шкалой нашей жизни. Соответственно, окно возможностей, в рамках которого можно действовать, ускользает от нас.
На это накладывается еще один кризис: российских поставок, прежде всего ископаемых видов топлива как следствие того, что происходит между Россией и Украиной после февраля 2022 года. Одним из последствий стало сокращение традиционных поставок российского трубопроводного газа в Европу и шквал многочисленных санкций на Россию. Что привело к возникновению кризиса, который выражается в том числе в чрезвычайно высоких ценах на топливо для потребителей в большинстве стран Европы.
Это вызвало также огромный кризис в развивающихся странах. Можно, конечно, сказать, что худшее уже позади, и что мир приспособился к этой ситуации, не в последнюю очередь, за счет поставок сжиженного газа из США и Катара. Но проблема-то никуда не ушла.
Эти два кризиса объединяет единый посыл: мы должны как можно скорее уменьшить зависимость от ископаемого топлива – так быстро, насколько это вообще возможно. Подчеркиваю: речь идет о снижении зависимости, а не о полном отказе – чтобы полностью отменить ископаемые ресурсы, потребуются многие и многие годы.
Мы все стали свидетелями трансформации, которая произошла на газовом рынке. В первую очередь, я имею в виду всплеск спроса на сжиженный природный газ из США и Катара. Спрос подтолкнул Катар увеличить производственные мощности, по меньшей мере, до 142 млрд кубометров в год. Изменения климата спровоцировали, а военные действия в Украине ускорили повышение спроса на СПГ.