Эксклюзив
Идеологию и контуры грядущей ценовой реформы в газовой отрасли обсудили в Алматы
Под эгидой журнала Petroleum в Алматы прошёл круглый стол на тему «Реформа ценообразования на природный газ: Причины. Последствия. Коммуникации с потребителями».
Генеральный партнёром мероприятия стала нацкомпания QazaqGaz. Нұрсұлтан Ешмұхан, директор департамента ценовой политики и мониторинга АО НК «QazaqGaz» представил участникам дискуссии обширную информацию о текущем состоянии газовой отрасли страны, перспективах её развития и предлагаемых параметрах реформы ценообразования в газовой отрасли.
Почему газ в сегодняшнем мире становится всё более значимым элементом экономики:
- газ - предсказуемый и экологически более чистый источник энергии. Его использование представляет собой переходный этап от так называемой «углеродной» экономики к «зелёной»;
- газовые электростанции оперативнее реагируют на пики потребления;
- помимо топлива для выработки энергии, газ является ценным сырьем для газохимической отрасли. Для Казахстана это особенно важно в условиях построения диверсифицированной экономики. В Республике начинается реализация сразу нескольких крупных инвестиционных газохимических проектов, для которых потребуется сырьё.
Казахстан входит в число стран с самым большим потреблением газа на душу населения в мире. Так, за последнее десятилетие, с 2013 по 2023 годы, рост потребления составил 10 раз. Масштабная программа газификации страны еще более стимулирует этот рост.
Комплексная стратегия развития национальной компании QazaqGaz состоит из 12 направлений развития .

Сдерживающим фактором реализации этой стратегии являются дисбалансы на газовом рынке Республики. Сегодня реальность такова, что ежегодные убытки «QazaqGaz» от проджи газа на внутреннем рынке по цене ниже себестоимости составляют порядка 200 млрд тенге .

«Уровень ежегодных убытков компании вырос на 80% после снижения цен с 2019 года на фоне активного роста потребления. Такая ситуация тормозит развитие газовой отрасли», заявил спикер. Либерализация рынка и отказ от искусственного сдерживания тарифов – это неотложная необходимость в логике развития нацкомпании.
Директор Национального аналитического центра «Назарбаев Университет» Расул Рысмамбетов обратил внимание участников круглого стола на изъяны в системе субсидирования: «Вся энергетическая отрасль нуждается в капитальном ремонте и пересмотре базовых вещей и компенсаций. Сейчас субсидирование носит характер коврового бомбометания – дотации получают и те, кто в них объективно не нуждается. А с развитием цифровизации субсидии можно сделать точечными».
Айаал Егинов, более 15 лет отработавший на руководящих должностях в компании «Сахатранснефтегаз» (РФ), поделился своим видением, что из российского опыта можно использовать в реформе в казахстанских условиях. Почему Казахстан не может больше ждать? – задаётся он вопросом. И приводит аргументы.
- Исторически заниженные внутренние цены на газ в Казахстане (в 3-5 раз ниже экспортных) привели к хронической убыточности QazaqGaz: убытки до 1 трлн ₸ к 2026 году.
- Снижение экспортных доходов лишает возможности перекрёстного субсидирования внутреннего рынка – как это ранее происходило в России, где доходы от экспорта покрывали внутренние издержки. В условиях падения экспорта и Казахстану, и России приходится искать устойчивую модель регулирования.
- Износ инфраструктуры и дефицит переработки. Только 50% сырого газа перерабатывается, что сдерживает рост добычи нефти (особенно на Кашагане и Карачаганаке), препятствуя росту ВВП.
- Опережающая газификация без ресурса. В Казахстане уровень газификации по итогам 2024 года достиг 62,4%, но при этом мощности ГПЗ и сетей отстают от спроса, формируя внутренний дефицит.
- Международные обязательства. Введение Единого рынка газа ЕАЭС сдвинуто на 2027 год, но требует синхронизации тарифов и рыночных моделей.
- Уроки России: отложенные реформы ведут к турбулентности. Высокая степень монополизации, устаревшая нормативная база (с 2006 г.), отсутствие полной дерегуляции и слабая биржевая модель привели к тому, что внутренний рынок в РФ стал «вторичным» и убыточным. Казахстан должен учесть эти ошибки.
- Вывод: Казахстану необходима собственная, устойчивая и инвестиционно привлекательная модель газового рынка. Без своевременной реформы он рискует повторить путь России с десятилетиями отложенных решений и потерей конкурентоспособности.
«Задержка в реформе ценообразования газа стоит дороже, чем дорогой газ. Она означает хронические убытки, невозможность обновлять инфраструктуру и общее торможение развития отрасли», констатировал эксперт .

Такого же мнения придерживались и участвовавшие в дискуссии независимые эксперты: политолог, специалист в области стратегических исследований и прикладной экологии Марат Шибутов, практик с 25-летним стажем Аскар Исмаилов, основатель и руководитель аналитической компании PACE Analytics.
Спикеры подчеркивали, что вопрос формирования цен на газ в Казахстане - один из наиболее сложных и, во многом, даже определяющих не только для самой газовой отрасли, но и для всей отечественной экономики. Такая значимая роль обусловлена как высокой долей газа в энергобалансе страны, так и влиянием цен на газ на социальную стабильность и конкурентоспособность экономики. Именно в силу серьезности потенциальных макроэкономических последствий так сложно давались и даются любые решения в отношении цен на газ. В отличие от цен остальных энергоресурсов, они долго оставались регулируемыми, невзирая на присутствие отдельных рыночных механизмов формирования цены.
В целом, никто не сомневается в конечном успехе реформ ценообразования на газ в Казахстане, ведь их идеология включает в себя новую формулу закупочных цен, фискальные льготы для недропользователей и перспективы гармонизации цен в рамках ЕАЭС. Эти реформы позволят привлечь инвестиции в новые газодобывающие и газоперерабатывающие проекты, создание и гармоничное развитие конкурентоспособной газовой отрасли страны .

