Проекты
Реформы ценообразования на газ в Казахстане: вызовы, решения и перспективы
Айаал ЕгиновКазахстанская газовая отрасль вступила в эпоху масштабных реформ, которые становятся одним из ключевых драйверов трансформации энергетического сектора страны. На протяжении многих лет система фиксированных внутренних цен на газ обеспечивала социальные льготы и доступное энергоснабжение для населения и бизнеса, но в то же время создавала серьёзные финансовые проблемы для национального оператора, сдерживала инвестиции в инфраструктуру и снижала конкурентоспособность отрасли. Эти структурные ограничения стали особенно ощутимы в последние годы, когда возросший спрос на газ в стране столкнулся с недостатком перерабатывающих мощностей и сокращением экспортного потенциала.

Егинов Айаал Анатольевич – эксперт в газовой отрасли с более чем 15-летним профессиональным опытом. Окончил Уральский государственный технический университет. Работал в компании «Сахатранснефтегаз» на ключевых должностях, впервые в Республике Саха (Якутия) инициировал создание службы «Единого окна» в Республике. Внедрил методики снижения потерь газа и регламент капитального ремонта. С 2022 года занимает должность начальника производственно-технического отдела ТОО «TOLAGAI-2050» (Республика Казахстан). Входит в реестр профессиональных инженеров РФ. Награждён правительственными наградами за вклад в развитие отрасли.
Ключевые вызовы, такие как дефицит перерабатывающих мощностей, накопившиеся убытки национального оператора QazaqGaz, увеличение потребления на внутреннем рынке и необходимость подготовки к интеграции с единым рынком газа Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сформировали острую необходимость реформ. Планируемая гармонизация цен с рынками стран-партнёров ЕАЭС, включая Россию и Беларусь, требует модернизации не только ценообразования, но и всей системы управления газовой отраслью. При этом запуск единого рынка газа ЕАЭС, изначально намеченный на 2025 год, уже отложен до 2027 года, что даёт Казахстану дополнительное время для проведения внутренних преобразований.
В условиях нарастающих энергетических вызовов правительство Казахстана предпринимает шаги для перехода к более рыночной модели ценообразования, направленной на создание стимулов для недропользователей, привлечение частных инвесторов и развитие перерабатывающих мощностей. Новая формула закупочных цен для недропользователей, введение фискальных льгот и улучшенных модельных контрактов, а также поддержка проектов по строительству газоперерабатывающих заводов (ГПЗ) становятся основными инструментами реформ. Эти меры направлены на устранение финансовых дисбалансов, стимулирование разведки и добычи газа, а также повышение привлекательности отрасли для долгосрочных инвестиций.
Однако масштабные изменения неизбежно порождают и риски. Увеличение тарифов, необходимое для выравнивания цен с соседними странами, может вызвать недовольство среди населения и бизнеса. Недостаток перерабатывающих мощностей остаётся ключевым ограничением для стабильного снабжения внутреннего рынка. А изменение структуры тарифов на фоне роста спроса со стороны нефтегазохимической отрасли и других промышленных секторов создаёт дополнительные вызовы для балансировки интересов всех участников рынка.
В настоящей статье мы подробно рассмотрим основные аспекты реформ ценообразования на газ в Казахстане, включая новую формулу закупочных цен, сохранение приоритетного права национального оператора на выкуп попутного газа, фискальные льготы для недропользователей и перспективы гармонизации цен в рамках ЕАЭС. Также будут обсуждены влияние реформ на добычу газа, развитие перерабатывающих мощностей и возможности создания устойчивой и конкурентоспособной газовой отрасли.

Ключевые вызовы для ценообразования
Финансовые убытки национального оператора
Национальный оператор QazaqGaz на протяжении многих лет функционировал в условиях, когда внутренние цены на газ были искусственно занижены для обеспечения доступности топлива для населения и промышленных потребителей. С 2015 по 2021 годы убытки от реализации газа на внутреннем рынке составили колоссальные 587 млрд тенге. Причиной стала фиксированная цена на уровне $40-50 за 1 тыс. м³, что значительно ниже рыночных показателей и себестоимости производства. Для сведения, согласно данным Global Petrol Prices, в 2024 году Казахстан, наряду с Египтом и Россией, занял третье место среди стран с самыми низкими ценами на природный газ, предлагая его по цене $0,006 за кВт⋅ч. Дешевле газ обходился только в Иране ($0,001 за кВт⋅ч) и Алжире ($0,003 за кВт⋅ч).
На фоне этих убытков QazaqGaz был вынужден компенсировать дефицит за счёт экспортных доходов. Однако снижение объёмов экспорта в последние годы в пользу внутреннего рынка усугубило проблему. Согласно данным комитета государственных доходов министерства финансов, за период с января по август 2024 года Казахстан экспортировал в Китай 2,3 млрд кубометров газа на сумму $575,7 млн. Это на 18,9% меньше по объёму и на 20,61% меньше по стоимости по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Казахстан сократил экспорт газа в Китай, чтобы обеспечить внутренние потребности. Такая модель функционирования привела к утрате финансовой устойчивости национального оператора, делая реформу ценообразования жизненно необходимой.
Дефицит перерабатывающих мощностей
Ключевой проблемой газового сектора является низкий уровень переработки сырого газа. Ежегодно в Казахстане добывается около 50 млрд м³ природного газа, значительная часть которого является попутным газом. Однако лишь половина из этого объёма перерабатывается в товарный газ, пригодный для продажи и использования.


Основные газоперерабатывающие объекты Казахстана (Источник: Генеральная схема газификации Республики Казахстан на 2023–2030 годы) | ||
---|---|---|
Название | Мощность, млрд м³ в год | Загрузка, % |
ГПЗ Тенгиз | 8,8 | 100 |
ГПЗ Жанажол | 7,5 | 62 |
ГПЗ Болашак | 4,4 | 84 |
КазГПЗ | 1,5 | 60 |