Эксклюзив
Ляззат Киинов: Мы должны стать равными среди сильных

Десять лет назад в Казахстане была создана национальная нефтегазовая компания, получившая название «КазМунайГаз». Она объединила все крупные государственные активы в области разведки, добычи, переработки и транспортировки углеводородного сырья. Сегодня КМГ участвует во всех важнейших проектах развития отрасли, включая шельф, нефтеи газодобычу, переработку и нефтехимию, представляет интересы государства в гигантских нефтегазовых проектах. Топ-менеджмент «КазМунайГаза» не сомневается, что к 2015 году компания войдет в «тридцатку» мировых нефтегазовых компаний, обеспечив энергетическую безопасность страны. О планах компании Petroleum рассказал председатель правления АО НК «КазМунайГаз» Ляззат Киинов.
– Ляззат Кетебаевич, каждый юбилей – это время подведения итогов. Как бы Вы охарактеризовали путь, пройденный нацкомпанией за эти годы?
– Деятельность «КазМунайГаза» с самого рождения оказывает определяющее влияние на динамику показателей отрасли. Только за первый год своей работы – 2002-й, компания добилась прироста активов в размере 100 млрд тенге, а ее консолидированные активы составили 762 млрд тенге. За короткое время мы смогли аккумулировать значительную часть привлекательных активов в секторе разведки и добычи благодаря принятым в середине 2000-ых годов поправкам в законодательство, предоставившим нацкомпании приоритетное право на выкуп всех отчуждаемых долей в нефтяных проектах.
Именно тогда, в 2005-м, мы вошли на правах акционера в компанию PetroKazakhstan Inc., Северо-Каспийский проект, а позже и в другие проекты. Вхождение, а позже и удвоение доли государства в проекте такого масштаба, как Кашаган, усилило его позиции в мировом экономическом пространстве, стало локомотивом идеологии устремленности в будущее, и в конечном итоге позволило вывести Казахстан на более высокий уровень взаимоотношений с другими странами, чьи компании участвуют в этом проекте.
Получение же КМГ 50-процентной доли во всех каспийских проектах закрепило за компанией доминирующую роль на казахстанском шельфе. Скоро ожидается коммерческая добыча нефти на Кашагане. В «очереди» за добычей – другие шельфовые месторождения. Все это открывает новую страницу в истории развития нефтегазовой отрасли страны.
Мы будем продолжать увеличивать наши ресурсы, добычу, выходить на новые проекты и участки. Мы должны стать равными среди сильных, и составить серьезную конкуренцию крупным иностранным компаниям. Для этого сейчас уже определены направления поисковоразведочных работ.
Составлена очередность блоков, где начнется разведка, и будут рассмотрены и утверждены объемы работ на этих площадях, скоро начнется работа. – Не помешала ли воплощению стратегии роста «КазМунайГаза» отсрочка разработки нефтегазовых ресурсов шельфа Каспийского моря, включая тот же Кашаган? – Внесение корректировок в любую отраслевую программу в любой стране мира – процесс вполне допустимый.
Предусмотреть и вовремя исправить недочеты – вот главная задача на стадии подготовки всякого проекта, а тем более такого масштабного, как Северо-Каспийский. Государство полностью контролирует ситуацию. И надеюсь, что в конце текущего – середине следующего года участники этого проекта объявят о добыче первой кашаганской нефти.
Кроме того, сейчас мы активно проводим работу по действующим морским блокам, расположенным в казахстанском секторе Каспийского моря – это проекты «Н», Жемчужины, Жамбыл и Сатпаев. И уже есть результаты. К примеру, выявлена нефтегазоперспективность морских блоков Жемчужины и «Н», по проектам Жамбыл и Сатпаев проводятся подготовительные работы к разведочному бурению. В текущем году и в последующем дополнительно будут получены права недропользования по нескольким новым проектам.
Для обеспечения собственными буровыми мощностями КМГ инициировал строительство первой казахстанской самоподъемной буровой установки. Планируется передать строительство этой установки казахстанскому подрядчику. Так что работа в этом направлении ведется в полном соответствии с уточненным графиком.

– По Вашим данным, какой объем нефти планируется добывать на Кашагане на первоначальном этапе?
– На начало добычи планируется примерно 75 тыс. баррелей в сутки. В рамках первой фазы разработки этого месторождения планируется выйти на 350 тыс. баррелей нефти в сутки и, возможно, довести ее до 450 тыс. баррелей.
– Будет ли КМГ привлекать внешнее заимствование в случае принятия решения об увеличении расходов по фазе-1 проекта освоения Кашагана, о чем заявляет консорциум компаний-разработчиков?