Проекты
Работа над ошибками. Астана корректирует планы освоения Каспийского шельфа
Казахстан, на долю которого приходится основная часть разведанных и прогнозных ресурсов Каспийского шельфа, пересматривает планы его освоения. Прошло два года с того момента, как президент Нурсултан Назарбаев своим указом отменил проваленную 12-летнюю Госпрограмму освоения казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ), принятую в 2003 году (см. «Упущенные возможности», Petroleum, №2, апрель 2011 г.).
За время, минувшее после отказа от прежней программы, власти даже не стали начинать разработку новой. Тем не менее, правительство не отказалось от курса на освоение углеводородных ресурсов Каспия. Нефтегазовые ресурсы Каспийского региона сами по себе являются основным политическим ресурсом официальной Астаны во внешней политике и в мировой экономике. Власти решили действовать по ситуации – исходя из конкретных результатов запущенных проектов.
Очевидно, что такое решение обусловлено тем, что все прежние прогнозы не оправдались, и не до конца ясно, на основе чего строить новые. Чиновники миннефтегаза и «КазМунайГаза», не отказываясь в целом от прежней концепции потерпевшей неудачи госпрограммы КСКМ, предпочитают применять другой термин – «стратегия». В основе этой стратегии – устранение причин, приведших к столь крупным неудачам.
«ТРИ КИТА» КАСПИЙСКОй СТРАТЕГИИ
Условно называемая национальная стратегия освоения казахстанского сектора Каспийского моря базируется на трех китах: это новый Закон РК «О недрах и недропользовании», принятый в 2010 году и уточнения нормативной базы; переоценка запасов КСКМ и собственный флот морских буровых установок.
НОВЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ
Принятая в июне 2010 года парламентом новая версия Закона «О недрах и недропользовании» радикально изменила условия проведения конкурсов на предоставление права недропользования и проведения операций по недропользованию. Показатели, применяемые комиссией конкурсов на предоставление права недропользования, были сокращены до двух: подписной бонус и расходы на социально-экономическое развитие региона. В результате чего процедура отбора победителя конкурса стала более подконтрольной правительству.
Внесены дополнения, согласно которым правительство наделяется полномочиями утверждать порядок исчисления минимального казахстанского содержания в товарах, работах и услугах при проведении операций по недропользованию, недропользователь обязуется предоставлять отчеты об испол-нении обязательств по казахстанскому содержанию в кадрах. Также введены нормы, предусматривающие резервирование земель для целей недропользования в установленном законом порядке, предложен механизм разрешения споров в соответствии с законами РК и международными договорами, ратифицированными Казахстаном.
Позиция Акорды недвусмысленна, и она юридически отражена в новом законодательстве о недропользовании – заключение новых СРП в Казахстане не предусмотрено. Вместо СРП власти продвигают так называемые контракты о передаче прав недропользования: концессионные соглашения с инвесторами (на разведку, добычу и совмещенную разведку и добычу). По оценкам Ассоциации юристов нефтегазовой отрасли Казахстана, контракты нового типа о передаче прав недропользования – это концессионные соглашения, близкие к принципам СРП.
Фактически отменен режим стабильности для инвесторов, и контракты нового типа подвержены более жесткому контролю со стороны властей и уязвимы к любым изменениям в законодательстве. Базовым для инвесторов является условие, что казахстанская национальная компания получает 50% и более доли проектов, а финансирование проектов раз-ведки полностью берет на себя иностранный инвестор. Но даже если разведочное бурение окажется успешным, казахстанские власти не дают гарантий, что с инвестором будет заключен контракт на добычу нефти.