Проекты
Кто будет контролировать казахстанскую нефть?
Думается, не откроем большого секрета, что уполномоченный орган в лице миннефтегаза контролирует пропорциональное соотношение инвесторов из числа крупных геополитических игроков. Более того, обладая правом вето, министерство имеет возможность регулировать присутствие тех или иных стран в нефтегазовой отрасли Казахстана.
Однако, сложность подсчета доли той или иной страны в отрасли, в первую очередь, заключается в транснациональной природе нынешнего бизнеса. Яркая иллюстрация – когда казахстанский инвестор заходит к себе же в страну через траст, зарегистрированный в Нидерландах. Или, к примеру, когда казахстанский же чиновник является совладельцем крупнейшего в республике аэропорта, но через юрисдикцию офшора на Кипре и в Великобритании.
Тем не менее, аналитики считают, что самая крупная доля в казахстанской нефтянке на осень 2012 года – у американских и европейских компаний – немногим более 40%. У Китая – более 23%, российские компании контролируют до 10%. И опять же подсчет приблизителен в силу того, что у некоторых европейских компаний, работающих в Казахстане – как в углеводородном сырье, так и в твердых полезных ископаемых – учредителями являются казахстанцы.
Как обычно заходят в казахстанскую нефть
Иностранный и отечественный недропользователь получает контракт на разведку и/или добычу полезных ископаемых только при одобрении уполномоченного органа – Министерства нефти и газа, которое истребует исчерпывающую информацию о компании, аффилированных лицах и даже источниках финансирования. Не углубляясь в тонкости процедуры, которой за официальное вознаграждение занимаются местные консультанты, можно сказать, что МНГ обладает списком всех юридических или физических лиц, стоящих за недропользователями.
Как мы видим на примере Ирака, Ливии, Ирана, Саудовской Аравии и других стран, нефть – наиболее политизированный вид энергоносителя. Поэтому неудивительна тщательность проверки, которую министерство проводит по каждому потенциальному и даже работающему инвестору.
Например, переговоры авторитетной норвежской Statoilпо блоку «Нурсултан» с казахстанскими компаниями и министерством проходили не менее 5 лет, в результате чего скандинавы предпочли уйти.
Велика ли жажда дракона?
В свете таких предосторожностей и декларируемого контроля со стороны министерства, удивительно прозвучала информация от информационного агентства «КазТАГ» в начале нынешнего года.
«По предварительным подсчетам, у китайских компаний будет под контролем более 40% казахстанской нефти к осени 2013 года, а в дальнейшем их доля составит половину годовой добычи на территории республики», – цитирует агентство нефтегазового аналитика, пожелавшего остаться неназванным.
По нашим данным, подобные цифры могли быть озвучены в неофициальных перспективных планах китайских нефтегазовых гигантов, однако достижение этой планки компаниями из КНР зависит от целого ряда факторов. И одним из этих факторов может быть недостаточная осведомленность МНГ обо всей цепочке инвесторов, которая обычно тянется от месторождения через ряд офшоров к конечному бенефициару.
Источник «КазТАГ» считает, что «после того, как «Разведка Добыча «КазМунайГаз» приобретет у «КазМунайГаза» доли участия в «Казахойл Актобе», «Казахтуркмунай» и Mangistau Investments B.V., доля Китая значительно вырастет, так как у China Investment Corporation и у ряда других подконтрольных ей компаний уже почти 30% в РД КМГ».
Не менее интересна реакция АО «РД КМГ» и Министерства нефти и газа на эту информацию от казахстанских СМИ. Если министерство воздержалось от комментариев, то РД КМГ опровергла новость своими данными, датируемыми 2009 годом, Хотя, конечно, интересно было бы взглянуть на данные по состоянию на 1 января 2013-го.