Эксклюзив
Who is новый министр?

Указом президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева Узакбай Карабалин назначен министром нефти и газа Республики Казахстан. Человек он в нефтяном сообществе известный и авторитетный, а потому в особом представлении не нуждается. Перечисление всех вех его трудовой биографии займет немало места, скажем только, что в разные годы он возглавлял такие компании, как «Казахойл», «КазТрансГаз», «КазМунайГаз», «Мангистаумунайгаз», Казахстанский институт нефти и газа. Накануне 20-летия Независимости страны указом главы государства за выдающиеся достижения в экономическом развитии Республики Казахстан и производственной деятельности Узакбаю Сулейменовичу было присвоено звание «Қазақстанның Еңбек Ері» с вручением Золотой Звезды и ордена «Отан» – первому и пока единственному среди нефтяников. А еще раньше он был награжден орденами «Курмет», «Барыс» третьей степени и несколькими медалями, а также общественной наградой России – орденом «Лидер российской экономики». Ему присвоены звания «Отличник разведки недр СССР», «Почетный разведчик недр Республики Казахстан». В 2010 году Узакбай Карабалин в рамках проекта «Генералы» дал эксклюзивное интервью журналу Petroleum, причем интервью это писали не спичрайтеры и пресс-секретари, как это иногда бывает у чиновников высокого уровня. Это именно его слова, его мысли, его жизненная позиция. Сегодня, после нового назначения, нам показалось интересным вновь опубликовать некоторые выдержки из того интервью, которые помогут понять, каким он будет, стиль руководства отраслью нового министра.
О месте государства в отрасли
«Вообще я сторонник государственного участия в крупных нефтегазовых проектах. Считаю, что Казахстан должен иметь возможность осуществлять контроль не только извне, но и принимать участие в управлении, в принятии решений изнутри. От этого, кстати, выигрывает не только государство, но и сам проект, все его участники, потому что все процессы ускоряются. Представьте: вначале все акционеры, среди которых нет представителя Казахстана, обсуждают какие-то планы, дискутируют, наконец, принимают решение, в том числе по финансированию, приносят это решение в полномочный орган, а там им говорят, что такое решение не слишком согласуется с интересами государства. Надо весь процесс начинать заново. Кому это хочется? И начинается «бодание теленка с дубом». А был бы «КазМунайГаз» внутри проекта, об интересах государства было бы заявлено уже на самом начальном этапе, во время самого первого обсуждения, и в полномочный орган пришли бы с решением, которое если и вызывало бы возражения, то только в частностях, но никак не в принципиальных вопросах».

О геологии
«Открытие месторождений является большой и трудной задачей, требующей для своего решения значительных затрат финансовых средств и, самое главное, единой политики и программного подхода к изучению недр в страновом масштабе. Я абсолютно твердо убежден в необходимости государственной поддержки геологической науки и специальной программы развития геологии и геофизики. Казахстан всегда отличался наличием прекрасной геологической школы, которую, к сожалению, постепенно теряем. Но в нашей стране еще есть и сильные ученые в этой сфере, и практики, хотя их становится всё меньше. Геология как отрасль, нацеленная в будущее, должна развиваться не только в пределах частных компаний, но и подпитываться государственными средствами, поддерживаться на государственном уровне.
Масштабные геологические изыскания в Казахстане нужны, ибо еще далеко не все секреты открыли нам недра, но такие долгосрочные исследования, направленные в далекое будущее, может организовать и профинансировать только государство. Поэтому наличие ведомства, обладающего достаточными полномочиями и финансовыми средствами, на мой взгляд, сможет оказать существенное влияние на восполнение запасов сырья как основы дальнейшего стабильного развития экономики нашей страны».