Законодательство
Приоритетное право государства
Максим Бурак, старший юрист, юридическая фирма "GRATA"
Дария Сагинова, юрист, юридическая фирма "GRATA"
1. Введение
Как известно, контракты на недропользование имеют особый статус, поскольку их предметом являются природные богатства Республики Казахстан и, соответственно, ее интересы. Недра Казахстана являются исключительной собственностью государства. Несмотря на то, что государство предоставляет право недропользования во владение частным лицам, тем не менее, государство стремится сохранить существенный контроль над рациональным использованием недр.
Приоритетное право государства впервые было введено внесением изменения в декабре 2004 года в Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 года. До принятия данного изменения законодательство в целом не предусматривало понятия приоритетного права государства.
Одной из причин введения понятия приоритетного права можно считать ситуацию, сложившуюся в 2003 году, когда один из участников разработки месторождения Кашаган объявил о продаже принадлежавшей ему доли участия (16,67%) в соглашении о разделе продукции по Северному Каспию (далее – «СРП») двум китайским компаниям. Другие недропользователи СРП, имевшие приоритетное право на приобретение доли выбывающего недропользователя, изъявили желание воспользоваться своим преимущественным правом на приобретение вышеуказанной доли, в то время как у Республики Казахстан такого специально оговоренного права не было. В связи с этим, Казахстаном было заявлено о приоритетном праве на выкуп доли отчуждаемого права недропользования, превосходящем приоритетные права других сторон СРП.
Со временем государство расширяет сферу применения своего приоритетного права. В частности, приоритетное право cтало распространяться на доли участия в недропользователе и его прямых и косвенных владельцах.
2. Понятие приоритетного права и процедура его реализации
В настоящее время под приоритетным правом государства понимается первоочередное право государства на приобретение отчуждаемого права недропользования (его части) и (или) объектов, связанных с правом недропользования. При этом под объектами, связанными с правом недропользования, понимаются: 1) доли участия (пакеты акций) в юридическом лице, обладающем правом недропользования, а также 2) в юридическом лице, которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые таким недропользователем решения, если у данного юридического лица основная деятельность связана с недропользованием в Республике Казахстан (далее – «Объекты»).[1]Иными словами, государство, как правило, в лице национальной компании вправе выкупить отчуждаемые право недропользования и объекты, не допустив их передачи третьим лицам.
Рассмотрением вопроса о реализации или отказе от реализации приоритетного права занимаются Министерство нефти и газа Республики Казахстан (для углеводородных проектов) и Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан (для проектов по твердым полезным ископаемым). Указанные органы выступают в качестве так называемого компетентного органа в рамках своей компетенции.
Среди национальных компаний в рассмотрении вопроса реализации приоритетного права в горнорудном секторе участвуют АО «НГК Тау-Кен Самрук» (далее – «Тау-Кен»), а по вопросам углеводородного сырья – АО «Национальная компания «КазМунайГаз» (далее – «КМГ»).
На сегодняшний день Закон РК «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 года (далее – «Закон о недрах») предусматривает необходимость получения разрешения на передачу права недропользования или объектов. Для этого отчуждатель должен подать в компетентный орган соответствующее заявление, согласно требованиям Закона о недрах. Данное заявление должно включать просьбу о рассмотрении возможности реализации приоритетного права и, если будет принято соответствующее решение, о выдаче отказа от такой реализации. Процедура рассмотрения такого заявления включает рассмотрение вопроса о том, будет ли реализовано приоритетное право государства.
После получения заявления компетентный орган осуществляет проверку пакета документов. Далее материалы направляются в АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», которое, в свою очередь, пересылает их соответствующей национальной компании (КМГ или Тау-Кен). Национальная компания в ответ направляет заключение о своей заинтересованности/незаинтересованности в приобретении отчуждаемого права недропользования и (или) объектов.
При этом КМГ также направляет материалы на рассмотрение своей дочерней организации АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» для получения соответствующего заключения.