Эксклюзив
О строительстве судостроительного/судоремонтного завода в п. Курык
Нурлан Балгимбаев, генеральный директор ТОО «Дирекция строящихся предприятий КМГ»
12 июня 2014 года под председательством главы государства Н.А. Назарбаева прошло 27-ое пленарное заседание Совета иностранных инвесторов, в ходе которого президент Казахстана и премьер-министр Италии Маттео Ренци дали новый импульс двустороннему сотрудничеству и дальнейшей реализации совместных проектов в Казахстане.
Национальная компания «КазМунайГаз» и итальянская компания «Эни» подписали Соглашение о реализации проектов «Исатай» и «Судоверфь». В рамках данного соглашения компании договорились: по геологоразведочному проекту «Исатай» – создать совместную операционную компанию для проведения оценочных и разведочных работ; по проекту «Судоверфь» – выполнить базовый инжиниринг и разработать проектно-сметную документацию, создать проектную компанию для строительства и эксплуатации судоверфи.
Достигнутые договоренности являются логическим продолжением начатых в 2009 году работ по этим проектам и практической реализацией государственной политики, когда иностранные инвестиции в промышленные проекты привлекаются в обмен на доступ к недрам. Геологоразведочный проект «Исатай» является привлекательным с точки зрения инвесторов. Проведенные предварительные геологические исследования показали значительные запасы углеводородного сырья. Предполагается, что промышленная добыча начнется через шесть лет после подписания контракта.

Бенефициарами проекта на паритетной основе будут «КазМунайГаз» и «Эни». Ожидается, что нефть будет поставляться как на внешний, так и на внутренний рынки. Проект «Судоверфь» является стратегически важным для экономики страны. Необходимость создания отечественного производства по ремонту и строительству судов продиктовано временем, поскольку из года в год наблюдается рост объема перевозок и, соответственно, спроса на услуги морского транспорта.
Как известно, Казахстан не имеет собственной судостроительной и судоремонтной базы. Техническое обслуживание основного флота на Каспии производится на верфях России и Азербайджана. Только в Астрахани имеется свыше 10 заводов по строительству и ремонту судов. За последнее годы прикаспийские государства построили и модернизировали собственные судостроительные и судоремонтные заводы. Мы не должны отставать в этом направлении. По поручению главы государства в составе НК «КазМунайГаз» была образована Дирекция строящихся предприятий КМГ, ответственная за управление и реализацию проекта «Судоверфь».