Юбилей
Закаленный сталью нефтепровода
В этом году трубопроводному транспорту Казахстана исполняется 80 лет. Это значимое и весомое событие для всей страны, поскольку развитие нефтетранспортной системы является одним из важнейших компонентов общего прогресса отечественного нефтегазового комплекса.
История становления нефтетранспорта Казахстана – это славный и достойный путь развития, огромную роль в котором сыграли многие люди, чьи имена вошли в летопись крупнейшей производственной отрасли страны. Одним из выдающихся ветеранов отрасли является Фердинат Мамонов, участник и руководитель многих крупных нефтетранспортных проектов, аналогов которым не было в мире.
Он один из тех, кто отдал созданию и развитию отечественной нефтетранспортной системы без малого 50 лет. Его имя уже вошло в историю нефтегазовой отрасли и стоит в одном ряду с такими легендарными трубопроводчиками как Анатолий Каширский, Иван Каспер, Тарас Касымов и другими.
Как часто говорит о себе Фердинат Абрахимович, «мой путь в нефтянку был предрешен». Его дед и отец были водителями и проработали всю жизнь на промыслах, младшая сестра всю трудовую жизнь отдала нефтянке и ушла на пенсию после работы в «Эмбанефти».
Сам Фердинат Мамонов начинал на нефтянке слесарем-машинистом технологического насоса на строительстве нефтепровода Узень – Атырау – Куйбышев. Это был конец 60-х, время открытий крупнейших месторождений Казахстана – Узень, Каражанбас, Бузачи, с огромными запасами нефти. Но нефть мало добыть, не менее важно транспортировать. Ведь именно своевременная и отвечающая потребностям система транспортировки нефти обеспечивает развитие месторождения.
– Тогда на строительстве мы пропадали днями и ночами, иногда неделями в город не выбирались, практически жили на стройке, грязные, усталые, голодные, – рассказывает Фердинат Абдрахимович. – Но думали только о том, как запустить вовремя нефтепровод. Мне повезло с наставником: первым начальником НПС был Щелочилин Венедикт Михайлович, именно он научил меня любить свой труд и работать так, чтобы потом никогда не было стыдно за результаты.
Заслуженный был нефтяник, профессионал с большой буквы, и очень человечный. Мне хорошо запомнились его отеческие слова, обращенные к нам, молодым инженерам. Он говорил: «Потерпите, ребятки. Вот уйдут строители, и мы тогда с вами хорошо заживем. Цветочки вокруг посадим. Все у нас на работе будет красиво». Его слова, конечно, помогли нам пережить бытовые трудности, но цветочки мы так посадить и не успели. Поэтому тогда я для себя понял: нельзя ничего откладывать на потом – надо успевать полноценно и красиво жить сегодня.
Первый эшелон мангышлакской нефти был отправлен на Гурьевский нефтеперерабатывающий завод 10 июля 1965 года. Первый танкер «Джабраил» Каспийского пароходства был налит и отправлен для переработки на Волгоградский НПЗ 10 октября 1966 года. Для того, чтобы можно было отправлять нефть с НПС «Шевченко» железнодорожным транспортом и осуществлять морские перевозки из порта Актау, где построили терминал, был использован строящийся газопровод Узень – Жетыбай – Шевченко (ныне Актау) диаметром 529 мм.
Поскольку нефть оказалась высокопарафинистой и транспортировать ее было проблематично – она становилась твердой массой при обычных температурах – на участке Узень – Шевченко были смонтированы радиальные печи подогрева. Но все же их мощностей не хватало. А в середине 1960-х годов правительством Советского Союза было принято решение о строительстве «горячего» нефтепровода Узень – Куйбышев большего диаметра – 1020 мм. Первым этапом намечалось строительство линии Узень – Кульсары – Гурьев, а вторым – Гурьев – Куйбышев и далее с подключением к нефтепроводу «Дружба».
Высокопарафинистая мангышлакская нефть создавала определенные трудности при ее перекачке, наливе, а также при хранении. Поэтому нефтеперекачивающие станции (НПС) строились совместно с печами подогрева, а резервуары оснащались теплоспутниками. Кроме того, в промежутках между НПС строились отдельные пункты подогрева. Общая протяженность нефтепровода Узень – Гурьев – Куйбышев составила 1380 км, по всей длине которого расположились 9 насосных станций, 15 пунктов подогрева.
Первая очередь нефтепровода Узень – Гурьев была сдана в эксплуатацию в августе 1969 года. Затем, по мере приближения «головы» нефти, запускались промежуточные пункты подогрева, НПС «66 км», «Сай-Утес», «Бейнеу», «Опорная», «Кульсары», «601 км», «НПС-663 км». И, наконец, приняла нефть НПС «Гурьев», одна из крупнейших на нефтепроводе (ныне НПС им. Т. Касымова). А в апреле 1971 года нефть пришла в Самару. Этот нефтепровод в свое время называли «горячей рекой» СССР.
— Пуск в эксплуатацию столь сложного, уникального нефтепровода, аналогов которому не было во всем мире, стало историческим событием, – продолжает рассказ Фердинат Мамонов. – На церемонии запуска в эксплуатацию присутствовали первый секретарь обкома партии М. Исенов, замминистра нефтяной промышленности СССР и председатель приемочной комиссии Ш. Донгорян, председатель рабочей комиссии Нурибек Набиевич Шманов (он тогда работал начальником нефтепроводного управления «Каспий – Орск», единственного в Казахстане). Начальником НПС «Узень» тогда был Франгиз Мулюков – молодой специалист, который в последующем стал главным инженером «Южнефтепровода».
Никакой торжественной церемонии тогда, помню, не было. Все были в напряжении, волновались. Операторы с факелами разжигали форсунки, вручную открывая-закрывая задвижки больших диаметров. Еще одна трудность заключалась в следующем: для подогрева форсунок использовалась сама мангышлакская нефть (тогда еще газификации не было), которая застывала в топливных линиях, даже на подходе к форсункам.
Приходилось факелами греть, обеспечивая доступ нефти к форсункам печей подогрева. И когда все прошло успешно, радости не было границ. На начальном этапе эксплуатации было очень трудно. Люди не имели опыта работы на таком уникальном нефтепроводе. Не раз возникали какие-то осложнения, ведь все осваивалось впервые. Бывало, что и застывала эта лава, и потом все дневали и ночевали в не обогреваемых вагончиках, каких-то будочках, пока не приводили все в надежный рабочий ритм. Отдаленность НПС друг от друга (90-100 км), бездорожье, отсутствие телефонной связи, столовой, общежития – условия были не просто спартанские, а поистине героические.
Естественно, мы все были рады и забывали о том, чего это стоило, – продолжает Фердинат Абдрахимович. – Думаю, значимую роль сыграла рабочая дружба, взаимопонимание. При пуско-наладочных работах на нефтепроводе было задействовано много специалистов-нефтяников из Татарстана, Башкирии, Азербайджана. Хотя они тоже никогда не видели до этого такого нефтепровода, совместно стояли на смене, стажировались, приобретали навыки работы.
Усилия людей были не напрасными. В последние дни августа 1969 года был отправлен первый железнодорожный состав нефти с нефтеналивной эстакады Гурьевской перевалочной нефтебазы на Волгоградский НПЗ. Эта дата стала датой рождения одной из крупнейших станций – Гурьевской перевалочной нефтебазы (ныне НПС им. Т. Касымова). Ее первым начальником был наз-начен Щелочилин Венидикт Михайлович.
— Я считаю, что мне повезло, потому что на моем пути встречались люди, которые и как специалисты, и как наставники, и как руководители были один лучше другого, – вспоминает ветеран. – Анатолий Иванович Каширский, Виктор Павлович Балдуев... Кадры решают все – эти слова и в настоящее время актуальны. В те годы специалистов по эксплуатации нефтепровода почти не было. Здесь основную роль сыграли руководители и специалисты действующего тогда нефтепровода Каспий – Орск Нурибек Шманов, Иван Каспер, Матвей Рубальский, Василий Швабауэр, Геннадий Чеботарев, Виктор Сутягин, Анатолий Вихрев, Мария Нургалиева, А.А. Косжанов, Лев Журавлев, диспетчера Кох, Валентина Ковалева, Тамара Трякина, Александра Чепаскина, Валентина Григорьева, Лидия Вашурина, Тамара Ротнова и другие.
С нефтепромыслов Эмбы специалистов направляли работать на нефтепровод. В их числе были А. Дергачев, Байкадам Джумагалиев, Константин Гагаев, В. Ульченков, Михаил Попивчак, Эвенрид Донсков, О. Мекебаев, Зинон Абдрахманов. Направлялись выпускники политехникума, начали прибывать на работу выпускники нефтяных институтов Москвы, Уфы. Впоследствии крупными специалистами и руководителями стали Владимир Бибяев, Михаил Акутин, Байкадам Джумагалиев, Штатбай Тумышев, Нурибек Шманов, Сабит Рзиев, Серик Муринов, С. Алдашев, Асылбек Бешимов, Мелят Карабалин и многие другие. Все они – сыновья нефтяников Эмбы, занимали и занимают руководящие должности, профессиональные нефтепроводчики.
Фердинат Мамонов был руководителем и участником эпохальных строек – нефтепровода «Кенкияк - Орск», «Тенгиз – Астрахань - Грозный» (сегодняшний КТК), водовода «Астрахань – Мангышлак», который сегодня обеспечивает города Кульсары, Жанаозен и другие населенные пункты засушливых Атырауской и Мангыстауской областей питьевой водой. Долгое время Фердинат Абдрахимович был первым заместителем генерального директора АО «КазТрансОйл», возглавлял крупнейшее производственное подразделение компании Западный филиал.
В начале 2000-х, под руководством Кайргельды Кабылдина, который в то время непосредственно курировал вопросы стратегического развития трубопроводного транспорта, был построен нефтепровод «Кумколь – Кенкияк – Атырау», который соединил запад и восток страны и дал выход западно-казахстанской нефти на новые рынки сбыта. Также на производственных объектах Западного филиала постоянно проводилась модернизация, внедрялись новые автоматизированные системы управления, благодаря которым сегодня основные процессы производства, в том числе перекачки нефти, производятся в автоматизированном онлайн-режиме.
– Я благодарен судьбе, что долгое время работал в «КазТранс-Ойле», – говорит Фердинат Абдрахимович. – Горжусь тем, что компания даже в кризисных ситуациях, а их было немало, работала стабильно. Поворотными в судьбе многих нефтяников стали 50-е годы, когда началась разработка неизвестных доселе богатейших месторождений полуострова Мангышлак.
Работать было невыносимо трудно, тяжелые погодные условия Мангистау, где летом жара достигает +50 градусов в тени, осложнялись отсутствием населенных пунктов, дорог и питьевой воды. Чтобы наладить производство, начинать надо было с нуля: помимо отсутствия элементарных бытовых условий, не хватало квалифицированных специалистов, техники, оборудования, транспорта. Несмотря на все трудности, нефтяники упорно шли к цели и были вознаграждены. Да, в тяжелые 90-е годы мы иногда не получали зарплату, иногда получали ее виде продуктов питания или бытовой техники. Но никто никуда не уходил, все выполняли свои обязанности.
Всю свою жизнь он провел, работая на нефтепроводном транспорте. Друзья считают его трудоголиком. Да и он сам говорит, что даже на отдыхе мысли не перестают возвращаться к работе. Производственные успехи АО «КазТрансОйл» всегда считал достижением всего коллектива. При этом утверждает, что основная заслуга во всем, чего он сам достиг в жизни, принадлежит любимой супруге.
– Сейчас, оглядываясь на пройденный путь, понимаю, что, наверное, самая большая заслуга в том, чего я достиг в жизни, принадлежит моей жене, Татьяне Алексеевне, – резюмирует сказанное ветеран. – Она – мой друг и советчик, заботливая жена и мать. Вообще быть женой нефтепроводчика – это тяжелый труд. Ведь я постоянно в разъездах, постоянно на трассе. И все заботы по ведению домашнего хозяйства, по воспитанию детей – все это ложится на хрупкие плечи женщины. А когда вспоминаю работу на трубопроводе в молодые годы, то просто поражаюсь, как выдерживали наши жены в этих сложных условиях. Нефтепроводчики всегда возвращались по уши в нефти. Ведь тогда даже спецодежды не было, и жене приходилось ежедневно вручную отстирывать мою рабочую одежду, которую частенько приходилось сначала отмачивать в бензине, а уж только потом стирать.
Конечно, сейчас больше вспоминается хорошее – трудности стираются из памяти. Тем более ведь и время было особое – энтузиазм был у всех, особенно у молодых. Мы искренне любили свою Родину и не тяготились трудностями – как бытовыми, так и в работе. Мы были полны энергии и были уверены, что все сложности временны, что мы их рано или поздно преодолеем. Тогда не было такого слова – корпоративный дух. Но именно так я бы назвал наше отношение к своей работе – мы все болели за общее дело, и это казалось естественным. Родина звала нас – и мы шли вперед.
Опубликован полный текст статьи