Проекты
Запуск Кашагана запланирован на конец 2016 года
Возобновление добычи нефти на морском месторождении Кашаган в казахстанском секторе Каспийского моря, прерванное после обнаружения утечек в трубопроводах, запланировано на вторую половину 2016 года. К этому времени на искусственных островах завершится бурение дополнительных добывающих скважин. Уже к концу 2017 года Кашаган выйдет на максимальный уровень добычи в 370 тысяч баррелей в сутки.
Что сегодня происходит на месторождении и наземной установке «Болашак», где будет вестись подготовка морской нефти к экспорту? Какова стоимость гигантского проекта? Не будет ли он малорентабельным или вообще невыгодным в связи с падением цен на нефть на мировом рынке? На эти и другие вопросы корреспондента «Казинформа» ответил управляющий директор компании «НКОК Н. В.» Стефан де Майё.
– Г-н Майё, исполнился год, как вы возглавляете Северо-Каспийский проект. Можно ли считать, что Вас назначили на роль кризисного менеджера, на которого возложили непростую задачу выяснить все причины, которые привели к такой неожиданной и неприятной приостановке проекта? На чем Вы сконцентрировали свои усилия и внимание?
– Я бы не сказал, что наш консорциум находится в состоянии кризиса как такового. Как вы знаете, в ходе первоначального ввода в эксплуатацию объектов месторождения Кашаган в конце 2013 года были обнаружены дефекты на трубопроводах, вследствие чего мы вынуждены были приостановить добычу. Затем нами была проведена большая работа по установлению первопричины этих дефектов и разработке плана по замене трубопроводов. В настоящее время все наши усилия направлены на выполнение этого плана и подготовку к безопасному и надежному возобновлению добычи. Это является приоритетной задачей нашей компании.
Одновременно мы ведем тщательную работу по интеграции и объединению деятельности, с целью постепенного перехода от текущей операционной модели с компанией-оператором и несколькими агентскими компаниями к единой операционной компании.
– По всей видимости, это тоже связано с выявленными дефектами трубопроводов?
– Нет. Эти преобразования не являются следствием происшествия. Это решение носит, скорее, стратегический характер. Оно было принято нашими акционерами в начале 2013 года, и соответствующие работы начались до инцидента с трубопроводами. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, я могу сказать, что моя роль заключается в том, чтобы сосредоточить все усилия компании на замене трубопроводов и подготовке к возобновлению добычи, и при этом осуществляя тщательную организацию перехода к единой операционной компании. Такую работу не всегда можно назвать легкой. Однако наши сотрудники доказали соответствующие знания и опыт для достижения этих целей и способность справляться с трудностями, с которыми мы сталкиваемся.
Мы четко сформулировали свои приоритеты и планы, и в этом году, я надеюсь, нам вместе предстоит увидеть первые успехи по мере восстановления трубопроводов и обеспечения готовности к возобновлению добычи. Менее чем через два года мы надеемся возобновить безопасную и надежную добычу на месторождении Кашаган.
– Полагаю, Вы согласитесь с тем, что год – вполне достаточный срок, чтобы человек полностью вник в проект. Поэтому перейду к основному вопросу, который продолжает волновать общественность. Что же все-таки произошло с трубопроводами? Ошибка при проектировании? Человеческий фактор? Стечение нескольких обстоятельств?
– Для установления первопричины этой проблемы было проведено огромное количество испытаний и различных исследований, как со стороны консорциума, так и со стороны независимых экспертов, при поддержке профильных специалистов, предоставленных нашими акционерами. Трубные секции были направлены для анализа в ведущие независимые международные лаборатории. По результатам анализа был сделан следующий основной вывод: трещины, обнаруженные на некоторых трубах трубопроводов сернистой нефти и сернистого газа, были вызваны сульфидным растрескиванием под напряжением.
Результаты исследований были предоставлены Полномочному органу по СРП. Основная цель проведенной работы заключалась в том, чтобы избежать подобных проблем при строительстве новых трубопроводов. Коммерческие последствия дефектов на первоначально установленных трубопроводах представляют собой отдельный вопрос, который изучается в настоящее время. Но эти вопросы составляют коммерческую тайну соответствующих сторон.
– Но ведь о содержании в нефти сероводорода и других примесей было известно заранее. Значит, трубы изготавливались по технологии, рассчитанной именно на кашаганскую нефть. И вдруг они начинают выходить из строя...
– Каждый трубопровод проектировался с учетом устойчивости к воздействию сероводорода, который содержится в пластовых флюидах на Кашагане. Материал, рассчитанный на условия Кашагана, выбирался на основании целого ряда факторов, в том числе устойчивости к сульфидному растрескиванию под напряжением, технологичности строительства и отраслевого опыта. Проектирование, аттестация и монтаж осуществлялись в соответствии с современными промышленными стандартами и методами эксплуатации в сернистых (содержащих сероводород) средах.
Тем не менее, проведенные исследования показали, что трещины образовались на отдельных участках внутренней поверхности кольцевых сварных швов и линейных труб с повышенной твердостью, превышающей проектные требования. Как упоминалось ранее, анализ первопричины отклонений, вызванных повышенной твердостью, показал, что в случае сварных швов такие отклонения невозможно выявить с помощью неразрушающих методов испытаний, применяемых после монтажа, а в случае тела трубы их чрезвычайно сложно обнаружить любыми имеющимися способами проверки.
– Упрощу вопрос. Случилось ЧП. Кто виноват в этом? Была ли виновная компания наказана финансово?
– Утечки в трубопроводах были обнаружены в ходе пуска объектов в эксплуатацию, после чего были оперативно приняты соответствующие меры. Людям, окружающей среде и нашим производственным объектам не было нанесено никакого ущерба. Трубы поставлялись двумя японскими компаниями, Sumitomo и JFE, а прокладка трубопроводов осуществлялась итальянской компанией Saipem.
– И еще вопрос о трубах. Если вышли из строя трубопроводы, ведущие с месторождения, то появляется вполне естественное опасение, что или растрескались, или в последующем могут растрескаться и те десятки километров труб, проложенных на территории завода «Болашак». Если они вне опасности, то вновь возникает вопрос – значит, проложенные с месторождения трубы были заведомо несоответствующего требованиям качества или параметров...
– Вполне ожидаемый вопрос. Особенно сложно было выявить и диагностировать проблемы, связанные с телом трубы. Было установлено, что обнаруженные в некоторых трубах локальные микроструктурные отклонения ранее не встречались в отрасли, их развитие не соответствовало какой-либо прогнозируемой схеме, а их наличие было чрезвычайно сложно установить с помощью методов, имеющихся в распоряжении на объектах изготовителей или на производственном участке.
Результаты анализа первопричины образования трещин подтвердили, что трубы без отклонений в микроструктуре, которые изначально применялись для строительства трубопроводов, пригодны для эксплуатации в условиях месторождения Кашаган. Единственным вариантом, который обеспечит безопасное начало добычи на месторождении в кратчайшие сроки, является использование труб с плакировкой из коррозионно-стойкого сплава.
Что касается трубопроводов, проложенных на территории завода «Болашак», необходимо учитывать, что транспортируемые по ним флюиды отличаются от флюидов, подаваемых по трубопроводам с месторождения. В любом случае, чтобы избежать каких-либо рисков, была проведена комплексная проверка трубопроводов, подающих серосодержащие флюиды, которая не выявила никаких трещин или их признаков.
– Мы говорим о трубах. Но почему-то речи не идет о превенторном оборудовании, установленном на скважинах, где концентрация вредных примесей самая большая? Не пострадали ли и превенторы? Запорное оборудование?