Проекты
Каспийский форсаж
Артур ШАХНАЗАРЯН, АтырауНеудачи на Кашагане заставляют официальную Астану форсировать другие разведочные проекты в казахстанском секторе Каспийского моря
Римские новости про Исатай
Двенадцать лет (!) понадобилось нацкомпании «КазМунайГаз» для получения прав на разработку участка Исатай на шельфе Каспийского моря, что позволяет, наконец, выйти на создание СП по разработке этого перспективного участка. И это не шутка: КМГ еще в 2003 году была подана заявка в компетентный орган для проведения прямых переговоров и получения права на недропользование с приложением «Предварительной программы разведки и оценки участка Исатай».
И вот свежие новости: «КазМунайГаз» и Eni в ближайшее время создадут совместное предприятие по разработке месторождения Исатай. Об этом сообщила в июне т.г. пресс-служба итальянской компании Eni. Согласно сообщению, председатель правления «КазМунайГаза» Сауат Мынбаев и главный исполнительный директор Eni Клаудио Дескальци подписали в Милане в присутствии президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и премьер-министра Италии Маттео Ренци соглашение, которое определяет коммерческие условия для передачи компании Eni 50%-й доли прав недропользования в отношении блока Исатай. Блок Исатай будет разрабатываться компанией, которая будет создана совместно КМГ и Eni на паритетной основе.
«Данное соглашение свидетельствует об успешном завершении «КазМунайГазом» необходимых процедур, в соответствии с казахстанским законодательством, для приобретения права недропользования в отношении блока Исатай и завершении подготовки соответствующих коммерческих соглашений, которые в результате позволят передать Eni 50%-ю долю прав недропользования и будут регулировать всю совместную деятельность по разработке блока. Ожидается, что передача прав недропользования будет завершена в течение нескольких месяцев после одобрения сделки Республикой Казахстан», – говорится в сообщении.
Шесть лет спустя
Подписанные в Италии соглашения являются усеченным вариантом совместных планов, оговоренных еще в 2009 году. Первоначально совместную разведку, согласно меморандуму от 2009 года, планировалось вести на двух каспийских участках на шельфе: Исатай и Шагала. Но, впоследствии, итальянская сторона предпочла отказаться от участка Шагала с более сложными условиями и сконцентрировать свой интерес на Исатае.
Отметим, что соглашения 2009 года были подписаны в разгар острого конфликта вокруг переноса сроков добычи первой нефти на Кашагане, и многие эксперты считали, что Eni, в тот момент выполнявшая функции оператора Кашаганского проекта, тем самым пыталась задобрить официальную Астану. В то время Eni подвергалась острейшей критике, и руководство компании, осознавая, что рано или поздно утратит роль рулевого в проекте, стало искать возможности не потерять полностью все позиции на хорошо освоенной территории Каспийского шельфа.
Прогнозы сбылись – осенью прошлого года «Аджип ККО» перестал существовать как оператор фазы опытно-промышленной разработки Северо-Каспийского проекта, и итальянцам, уже имеющим активы на шельфе, надо было искать им новое применение, или же «по дешевке» продавать имеющиеся недвижимость и налаженную инфраструктуру. Выходом как раз стал один из наиболее подходящих по перспективности проект участка Исатай.
Исатай в разрезе
От разработки проекта Шагала, несмотря на ряд привлекательных моментов, Eni впоследствии благоразумно отказалась. На участке Шагала выявлено шесть перспективных структур, но в данном районе шельфа много карстовых пещер, и даже небольшие ошибки при бурении могут дорого обойтись компании-разработчику. Выбор итальянцев пал только на участок Исатай расположенный в акватории Каспийского моря в 40 км к северу от побережья полуострова Бузачи. Глубина воды в районе участка составляет 3-6 м. Ближайшими населенными пунктами являются вахтовые поселки на месторождениях Каражанбас и Каламкас, расположенные на расстоянии 50-70 км от центра площади. В 200 км к юго-западу от участка Исатай находится порт Баутино, где располагается база поддержки морских операций Северо-Каспийского проекта. Геолого-геофизическое изучение участка Исатай проводилось в основном в 1995-1996 годах в процессе выполнения геологоразведочного проекта международного консорциума «Казахстанкаспийшельф».
Участок Исатай покрыт равномерной сетью сейсмических профилей 2Dплотностью 4х4 км, что делает его сравнительно подготовленным для непосредственного проведения разведочного бурения. То есть район работ хорошо изучен, что повышает шансы на успех. Участок имеет четыре перспективные структуры: Исатай, Бурыншак, Сункар и Толкын. Рабочую программу разведочных и оценочных работ планируется выполнить в два этапа. При этом на каждом этапе Рабочая программа разведочных и оценочных работ должна включать подготовительные работы. По результатам оценки, ожидаемые геологические перспективные ресурсы нефти по Р(50) составляют: на структуре Исатай – 248 млн т, на структуре Толкын – 161 млн т, на Сункаре - 60 млн т, на Бурыншике – 64 млн т.
Таким образом, на участке Исатай по категории С3 суммарные перспективные геологические ресурсы оцениваются по нефти в 468 млн т, что позволяет считать целесообразным проведение разведочных работ. Правда, опыт морских нефтепоисковых работ показывает, что мелкие структуры, такие как Сункар и Бурыншык, при таких условиях геологического залегания, как на Каспии, коммерческого смысла не имеют. Соответственно, можно автоматически снижать цифру в 480 млн т на 124 млн тонн. А оправдаются ли даже сниженные показатели – всегда вопрос, разрешаемый только практикой. Геологоразведка – это как игра в рулетку. Шансы выиграть и найти коммерческие запасы обычно оцениваются как 1 к 4, или даже к 5. Хотя значительные размеры и относительно простое геологическое строение структур, наличие перспективных нефтегазовых комплексов, близость промышленно значимых месторождений на прилегающей суше и установленная нефте-газоносность близлежащих морских объектов на Северном Каспии определяют высокие перспективы поисков и разведки нефти и газа на этих участках.
Согласно оценкам КМГ, разведка структуры Исатай ориентировочно пройдет за 2,5 года на глубине 2 700 метров, и общие затраты составят 400 млн долларов США. В целом коммерческий смысл в проекте Исатай есть. Не гигантский, но есть. Вероятность успеха чуть выше среднего. Для нефтяных компаний риски в проекте вполне приемлемы.
Переоценка Жамбыла
Вторым проектом, на котором сосредоточены сейчас надежды Астаны, является проект «Жамбыл». Участок Жамбыл расположен в северной части Каспия, примерно в 20 км от устья реки Кигач (райцентр Ганюшкино), являющейся пограничной для Казахстана и России. Полученный при испытании объем нефти в 60 тонн за сутки оказался хорош для добычи на суше. В условиях северо-западной части казахстанского шельфа Каспия, где расходы на добычу тонны нефти в 2,5-3 раза выше, а риски по сравнению с подобными проектами на суше в сто крат выше, этот результат можно считать неоднозначным. «Жамбыл» является надсолевым объектом, а значит, более доступным и дешевым для разработки. Глубина в районе добычи составляет от 4 до 5 метров. Общая площадь участка составляет 1935 кв. км. На участке Жамбыл было обнаружено шесть надсолевых структур, из которых базовыми являются Жамбыл и Жетысу. Есть еще структуры, которые считаются совершенно малоперспективными: Бибигуль, Туйгын, Гаухар и Элеонора. Финансирование полностью (100%) ведет южнокорейский инвестор. Консорциум корейских компаний состоит из Корейской государственной национальной нефтегазовой корпорации KNOC (35% участия), SK Corporation(25%) и LG International Corp. (20%). Еще по 10% принадлежит Samsung Corp. и Daesung Industrial Co. Ltd. Первоначально консорциуму южнокорейских компаний принадлежало 27% в проекте, а КМГ – 73%. Но, согласно подписанному в апреле меморандуму между Казахстаном и Республикой Корея, корейские компании имеют право на выкуп у НК «КазМунайГаз» 23%-ной доли проекта в будущем.
Первая нефть на участке Жамбыл была получена в результате испытания разведочной скважины. Это стало в своем роде некоторой отдушиной для казахстанских нефтяников, хотя бы потому, что была прервана наконец-то «сухая серия» в нефтепоисковых работах на шельфе Каспия, обозначенная экспертами как «тюб-караганский синдром». Это была первая скважина совершенно в новом районе – в северо-западной части Каспия (Северо-Каспийское поднятие), и она дала приток нефти. И, возможно, в целом этот район казахстанского шельфа Каспия все-таки имеет больше перспектив, чем центральная часть казахстанского шельфа Каспия (Бузачинская), где неудачными оказались проекты «Тюб-Караган», «Аташ» и «Курмангазы». Тем не менее, перспективы проекта «Жамбыл» нельзя считать однозначными. Исходя от полученного дебета, извлекаемые запасы едва ли составят 30 млн тонн. Уровень рентабельности для месторождения Жамбыл – это возможность получать, как минимум, 2 млн тонн нефти в год. А в условиях этого района шельфа, где есть мелководье и сезонные ограничения от 1-2 до 3-4 месяцев по экологическим и климатическим условиям, проект нерентабелен.
Ответы на вопросы
Найти ответы на возникшие вопросы призвана трехмерная сейсморазведка. Проведение сейсмических исследований, тем более трехмерных, достаточно чувствительно для бюджета нефтяных компаний. По затратам они уступают лишь проведению бурения, поэтому нечасто компании прибегают к использованию сейсморазведки 3D. Главная задача нефтяников – оценить по-новому перспективность Северо-Каспийского поднятия – морского аналога полуострова Бузачи. Тот же полуостров, но только под водой с глубинами от 2 до 5-7 метров. Мелководье. Это совершенно новый район для казахстанских нефтяников на предмет поиска нефти и газа. Ранее по перспективности он оценивался как второй по наличию ресурсов углеводородного сырья после Прикаспийского бассейна на уровне 2 млрд тонн нефти, что сопоставимо с ресурсами, к примеру, Тенгиза. Проект «Жамбыл», по сути, первая ласточка в этом районе. А есть еще проекты «Махамбет», «Сатпаев». Особый вопрос, всегда стоящий перед нефтяниками – это тип и сорт нефти, от чего зависит ее стоимость и, таким образом, коммерческая привлекательность проекта.
Разведочное бурение на структурах Жамбыл и Жетысу дало первые ответы. Нефть по своим параметрам совпадает с бузачинской, и нефтью, обнаруженной на участке Жемчужины, с достаточно большим количеством серы. Сорт и тип нефти хорошо знаком казахстанским нефтяникам. Непосредственная задача проведения проекта сейсморазведки – уточнить все параметры по ловушкам и получить боле ясную картину нефтезалегания участка Жамбыл. Так, к примеру, проект позволит оценить и возможность поиска нефти и на двух небольших структурах, таких, как Туйгын и Северо-Западный Жамбыл. Как ни крути, пока нефти для самостоятельной коммерческой разработки проекта «Жамбыл» будет явно маловато. На «Жетысу», в отличии от «Жамбыла» обнаружена соляная структура, что тоже может дать новую пищу для размышлений. А вдруг то, что обнаружено на надсолевом комплексе (меловом периоде) – лишь макушка чего-то более ценного? Поиск нефти и газа поднимает целый пласт вопросов, на которые надо дать правильные ответы, оптимизировать все сложности, принять правильные и экономически наиболее эффективные решения.
Вопросов много, и ответы может дать сейсморазведка 3D. Период сейсморазведки планируется в 268 дней, из которых активная фаза составляет 168 дней. Далее будет проведена повторная интерпретация результатов. Так или иначе, оценки будущего, во многом пионерского, проекта можно будет давать только через полтора-два года. И далее, основываясь на полученных результатах, финансовых возможностях корейских участников и текущей перспективе мирового рынка нефти, компании-участники проекта будут принимать ключевые решения: делать ли доразведку или переходить к оценочному бурению, закрывать проект или брать тайм-аут?
Опубликован полный текст статьи