Проекты
Нефтяник в поисках работы
Амина ДжалиловаДевять человек на место
Падение мировых цен на нефть существенно изменило ландшафт отрасли. Туже затягивают пояса не только добывающие и нефтесервисные компании, но и люди. Как свидетельствует статистика рекрутинговых агентств, в этом году на открытом рынке размещено на 9% меньше вакансий в сфере добычи углеводородов, чем в прошлом. Идут сокращения, в результате многие специалисты вынуждены сменить сферу деятельности. К тем же, кто остается в «нефтянке», работодатель увеличивает требования.
Если в конце прошлого года участники рынка только ожидали приостановки многих проектов, введения программ по оптимизации штата, то сегодня эти предчувствия стали реальностью. Что подтверждают исследования профессионалов в сфере управления персоналом.
Сокращения как суровая реальность
Оптимизация расходов, заморозка проектов, сокращение объема инвестиций, да и в целом пересмотр всех затрат нефтедобывающих компаний – предсказуемая, но от того не менее печальная реакция рынка на драматическое падение цен на углеводороды. Напомним, нефть марки Brentза последний год стала дешевле примерно вдвое.
По информации Financial Times, крупнейшие нефтегазовые группы мира отказались от новых проектов примерно на 200 млрд долларов США. Ссылаясь на экспертов консалтинговой компании Wood Mackenzie, FTпишет, что мировые гиганты отложили реализацию или вовсе отказались от 46 нефтегазовых проектов с суммарными запасами в 20 млрд баррелей нефтяного эквивалента.
Среди компаний, серьезно сокративших расходы, издание называет британо-нидерландскую Royal Dutch Shell, американскую Chevron, британскую BP, австралийскую Woodside Petroleum и норвежскую Statoil.
Казахстанские нефтегазовые компании, разумеется, идут по тому же пути. «КазМунайГаз» еще в конце прошлого года сообщил о том, что был вынужден пересмотреть план капитальных затрат – в итоге фактические капзатраты нацкомпании были урезаны на треть. Естественно, это не могло не отразиться на многочисленных подрядчиках КМГ, а через них на субподрядчиках.
Шельфовые проекты в нынешней ситуации и вовсе оказались под большим вопросом. Председатель правления «КазМунайГаз» Сауат Мынбаев заявил, что тот же Кашаган рентабелен будет только при цене 80-100 долларов за баррель. Участники морских проектов «Н» и «Жамбыл» задумываются о целесообразности дальнейшей работы на этих блоках.
В Казахстане, по данным Союза сервисных компаний, ведущие добывающие компании снизили свои капитальные и текущие затраты на 15-20%. По данным Национального банка РК, в четвертом квартале прошлого года наблюдалось четырехкратное падение объемов прямых иностранных инвестиций в нефтедобывающую отрасль страны. Вследствие чего отечественные нефтесервисные компании остро ощущают сокращение объемов работ и заказов, подчеркивает глава Союза сервисных компаний Дауржан Аугамбай. По его информации, в сфере оказания услуг для нефтегазового сектора задействовано 150 тысяч работников. А с учетом членов их семей, речь идет о благополучии примерно полумиллиона казахстанцев.
Специалисты вынуждены менять профессию
Еще в конце прошлого года участники нефтесервисного рынка Казахстана делились с корреспондентом Petroleum опасениями по поводу уменьшения бюджетов крупных добывающих компаний, что повлечет сокращение штатов и затрат (см. «Нефтесервис в борьбе за бюджеты», Petroleum№1-2015). И эти не сулящие ничего хорошего прогнозы сбылись.
Как рассказала в интервью Petroleum менеджер рекрутинговой компании AntalKazakhstan Ляззат Чубаева, как только цены на нефть упали, участники рынка начали искать возможности для сокращения издержек. Если в начале этого процесса штат старались по возможности сохранить, то впоследствии многим все равно пришлось прибегнуть к сокращениям. Бизнес продолжает работу, но среди сервисных компаний сегодня очень жесткая конкуренция, подчеркивает HR-специалист. Многое зависит от того, выиграет компания тендер или нет. При удачном развитии событий работодатели имеют возможность сохранить персонал или даже расшириться, а другим приходится еще туже затягивать пояса.
По результатам проведенного AntalKazakhstan исследования рынка труда в Казахстане, 31% респондентов, работающих в сфере природных ресурсов, отметили, что изменения в экономической ситуации повлияли на их планы по смене работы. Они не хотели менять работу, но теперь вынуждены сделать это из-за нестабильности на текущем месте. При этом 38% участников исследования из этой отрасли сообщили, что в их компаниях официально объявили о сокращениях, или оптимизация штата уже началась.
Если сравнивать с 2006-2007 годами, требования к соискателям ужесточились, так как, во-первых, за прошедшее время стало больше специалистов хорошего уровня, а, во-вторых, увеличилась конкуренция за счет свободных соискателей, которые находятся в активном поиске работы. В этой индустрии, по-прежнему востребованы менеджеры по проектам и узкоспециализированные инженеры, уточняет наша собеседница.
В связи с обострившейся конкуренцией среди кандидатов, отсутствием большого числа открытых вакансий и нестабильной ситуацией в отрасли, некоторые специалисты из нефтяного сектора переходят на работу в смежные индустриальные отрасли, например, в гражданское строительство, тяжелое машиностроение, другое аналогичное производство. Те, кто остаются, становятся более гибкими в переговорах с работодателями: 16% участников исследования ответили, что не рассчитывают на увеличение заработной платы при смене места работы, а 3% даже готовы к ее снижению.
На 9% меньше вакансий
Группа компаний HeadHunter сообщила корреспонденту Petroleum, что в период с 1 января по 7 июля 2015 года в разделе «Добыча сырья» было опубликовано 745 вакансий, что на 9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
В среднем на одно вакантное место в отрасли претендуют девять человек. Большинство вакансий в сфере добычи сырья размещены в Алматы, Атырау, Астане, Караганде и Актау. Вакансии в сфере добычи нефти составляют 43% от всех объявлений о работе в этой профотрасли.
Минимальный предлагаемый оклад равен 60 000 тенге, максимальный – 1 874 500 тенге для бурового мастера в Атырау. Медиана предлагаемых заработных плат для желающих работать в сфере добычи нефти составляет с начала года 145 000 тенге.
О казсодержании можно забыть
Вступление Казахстана в ВТО также не сулит ничего хорошего отечественным специалистам. Для компаний, быть может, плюсы очевидны – выбор специалистов будет больше, ограничений по привлечению зарубежных кадров меньше. А вот работникам стоит всерьез задуматься о своей квалификации, опыте и соответствии должности.
Как говорит вице-министр здравоохранения и социального развития РК Биржан Нурымбетов, в рамках внутрикорпоративного перевода персонала действуют пока нормы по казахстанскому содержанию. Они диктуют, что в компании должно быть не более 30% экспатов среди топ-менеджмента (первая категория) и руководителей среднего звена (вторая категория), а среди рядовых специалистов и рабочих (третья категория) – не более 10%. От этих ограничений придется отказаться, заявил вице-министр.
По словам г-на Нурымбетова, согласно требованиям Всемирной торговой организации, к которой присоединился Казахстан, по второй и третьей категории иностранцы могут составлять до половины численности компании, а по первой и вовсе все ограничения снимаются.
Как уточнил вице-министр, новые правила отражены в законопроекте, который уже находится на рассмотрении в парламенте. Очевидно, что выбора – принимать или не принимать его – у Казахстана нет. Переговоры по вступлению в ВТО шли долго и сложно, но теперь остается только принимать новые правила игры.
Я б в геологи пошел?
И вот сейчас, когда многие задумываются о смене специализации, с высоких трибун вдруг заговорили о важности геологии. Хотя на самом деле вовсе не вдруг. Инвестировать в поиск новых месторождений в период кризиса – довольно-таки логично. Нужна ведь подушка безопасности – новые месторождения, новые запасы. Сейчас, когда Кашаган под большим вопросом, это актуально как никогда.
Так, может, в геологи пойти?
Первый вице-министр энергетики РК Узакбай Карабалин заявил недавно, что в правительстве рассматривается вопрос о снижении налоговой нагрузки, устранении и сокращении административных барьеров и упрощения процедур в геологоразведке. Для осуществления задуманного планируется создать консорциум на условиях государственно-частного партнерства. Там наверняка будет немало интересных вакансий. Предварительные исследования, проведенные Казахстанским институтом нефти и газа, показали, что запасы Казахстана могут быть увеличены втрое, сообщил господин Карабалин. Так что надо искать!
Для этого, в частности, запланировано обучение отечественных специалистов составлению аудированной геологической отчетности по ресурсам и запасам полезных ископаемых в соответствии с международными стандартами. Обучение начнется уже в текущем году и продлится до конца 2017-го. Эти специалисты помогут Казахстану перейти на международные стандарты публичной отчетности по твердым полезным ископаемым – CRIRSCO, по углеводородам – SPE-PRMS.
Впрочем, по мнению вице-министра, геологи для воплощения в жизнь планов по поиску новых месторождений в Казахстане имеются. Причем, не только профессионалы старой школы, но и молодежь с современным образованием и опытом работы в крупных нефтекомпаниях по всему миру. Однако, учитывая грандиозность планов, можно надеяться на то, что и новоиспеченные геологи будут востребованы.
Больше всего экспатов – из Турции и Китая
В этом году квота на привлечение иностранной рабочей силы в Казахстан составляет 0,7% от численности экономически активного населения страны, что примерно равняется 63 тысячам человек. Об этом сообщил вице-министр здравоохранения и социального развития РК Биржан Нурымбетов.
По состоянию на 1 июля, в Казахстане работают 38346 иностранцев, из них 63% – это высококвалифицированные специалисты, и 37% – квалифицированные и сезонные рабочие. Иностранная рабочая сила представлена выходцами из 144 стран, основная доля из которых приходится на Китай (32%) и Турцию (12%).
Помощь государства
Со вступлением в ВТО возможности государства оказались, конечно, несколько ограниченны. И все-таки инструментов для воздействия на работодателя достаточно. Если нельзя заставить, то можно попросить.
Заместитель премьер-министра Казахстана Бердыбек Сапарбаев в июле сообщил, что власти заключили 66 тысяч меморандумов с крупными предприятиями страны о сохранении рабочих мест. Эти меморандумы, по его информации, защищают интересы 2,2 млн казахстанцев, что соответствует 26% от всего трудоспособного населения страны.
Впрочем, сложно сказать, насколько в действительности эффективны подобные меры.
А с другой стороны…
Попробуем взглянуть на ситуацию с другой стороны. Может, это не период сложностей с трудоустройством, а момент для рывка? Иностранные инвесторы, их методы и технологии, обязательства по казахстанскому содержанию дали шанс многим нашим соотечественникам получить хорошее образование и бесценный опыт. Именно в «нефтянке» шансов стать профессионалом международного уровня было больше, чем в любой другой отрасли. Стоит ли теперь бояться конкуренции со стороны экспатов? Наоборот, именно в условиях жесткой конкуренции наши специалисты дорастут до того, чтобы за ними охотились хедхантеры всего мира. Ведь база-то для этого есть.
Опубликован полный текст статьи