Эксклюзив
Владимир Школьник: «Эра «легкой нефти» становится достоянием истории»
На вопросы Petroleum отвечает Владимир Школьник, министр энергетики Республики Казахстан
Владимир Сергеевич, в последний год на мировом энергетическом рынке произошли поистине тектонические сдвиги, вызванные падением мировых цен на углеводороды. Это, в свою очередь, отразилось на доходности альтернативной энергетики, проектах по добыче сланцевой нефти и т.д. В связи с этим, какую трансформацию потребовали планы правительства Казахстана в энергетической сфере? Какое место в системе энергетической безопасности занимает сегодня нефтегазовая отрасль?
Глобальные вызовы в мировой экономике, связанные с волатильностью цен на энергоресурсы, санкционной политикой ведущих держав мира поставили перед Казахстаном необходимость выработки новых подходов по формированию модели структурной экономики. В частности, правительство предпринимает меры по переориентации экономики от сырьевой направленности к производству продукции с высокой добавленной стоимостью, активизации разработки и применения казахстанских наукоемких технологий и развития передовой формации кадров.
Приоритетными направлениями являются расширение углеводородной ресурсной базы, повышение эффективности разработки действующих месторождений, подготовка отечественной индустрии к работе в новых условиях, требующих инновационных подходов.
Так, на стадии разработки находится новая концепция Кодекса о недрах, призванная обеспечить приток необходимых инвестиций в геологоразведку для сохранения динамики развития отрасли. Документ кардинально упростит порядок предоставления права недропользования на геологоразведку и обеспечит расширение международного сотрудничества для разведки новых месторождений нефти и газа.
Правительством разрабатывается план мер по обеспечению экономического роста в среднесрочной перспективе, в том числе и меры поддержки компаний нефтегазового сектора в кризисных условиях.
В среднесрочной перспективе развитие нефтегазового сектора в целях повышения его конкурентоспособности должно быть обеспечено на базе крупных проектов (ТШО, Кашаган, Карачаганак).
Также будут внедрены новые подходы по применению ставки экспортной таможенной пошлинаы с ее привязкой к мировой цене на нефть (прогрессивная ставка) для снижения негативного влияния на доходы нефтяной отрасли.
В декабре прошлого года правительство утвердило Концепцию развития газового сектора страны до 2030 года. Как известно, Казахстан традиционно был нефтяной державой, и газовая отрасль была сопутствующей. Изменится ли положение дел в будущем? Усилится ли роль газа в энергетическом балансе страны? Каковы конкретные перспективы отрасли?
Несмотря на тот факт, что природный газ действительно является попутным продуктом нефтедобычи, газовая отрасль Казахстана сегодня одна из самых динамично развивающихся в отечественной экономике.
Сегодня перед нами стоят уже новые прикладные и стратегические задачи, которые реализуются в рамках Новой экономической политики Казахстана «Нұрлы Жол» и второй пятилетки индустриального развития. К примеру, планы развития отрасли предусматривают расширение охвата территории страны газоснабжением. Действительно, 5 декабря 2014 года постановлением правительства утверждена Концепция развития газового сектора РК до 2030 года. В этой концепции ключевые направления государственной политики в газовой отрасли закреплены, исходя из текущей и прогнозируемой ситуации в мире, имеющейся ресурсной базы, планов развития территорий и программных документов, в том числе Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР).
Касательно экспортных перспектив газовой отрасли следует отметить, что транспортировка природного газа осуществляется по системе магистральных газопроводов, которые проходят по территории восьми областей Казахстана. Общая их протяженность составляет около 17 656 км. Крупнейшие газопроводы республики строились в целях транзита среднеазиатского газа в направлении России и, впоследствии, Китая. Как следствие, доля транзита в общем объеме транспортировки газа в Республике Казахстан в настоящее время составляет более 80%. Большинство транзитных газопроводов также используются для поставки газа на внутренний рынок и экспорт.
Развитие газотранспортной инфраструктуры имеет важное стратегическое значение для экономики республики и обеспечения энергетической безопасности страны. Так, ранее магистральные газопроводы, проложенные на территории республики, технологически не были связаны между собой, что не позволяло их использовать для перекачки добываемого в западных регионах газа в южные.
В связи с ожидаемым ростом внутреннего потребления газа, в перспективе до 2030 года ожидается перераспределение объемов поставки газа с экспортных направлений в пользу внутреннего рынка.
Таким образом, и это ответ на Ваш вопрос, главным стратегическим направлением развития отрасли до 2030 года должно стать первоочередное обеспечение внутренних потребностей казахстанских потребителей в товарном газе в интересах экономического развития страны и качества жизни граждан страны.
Реализация концепции позволит обеспечить комплексное развитие газового сектора Республики Казахстан и модернизировать инфраструктуру отрасли. Газ при этом станет одним из драйверов экономического роста, основой для проводимой в стране индустриализации, а также поспособствует повышению экологического и социально-экономического благосостояния страны в целом.
Хотелось бы отметить, что динамичное развитие отрасли невозможно без системного подхода, и только при тесном взаимодействии центральных, местных исполнительных органов и нефтегазовых компаний мы сможем эффективно развивать газовую отрасль страны.
Как известно, средняя себестоимость добычи нефти на казахстанских месторождениях составляет порядка 50 долларов за баррель. Понятно, что есть Тенгиз и есть Узень. Но как можно развивать отрасль, вкладывать инвестиции в геологоразведку, в обновление основных фондов при нынешних ценах?