Проекты
Подушка безопасности для нефтяников
Нефтегазовая отрасль страны переживает не лучшие времена. Истощение сырьевой базы наложилось на неблагоприятную конъюнктуру на мировых рынках. В сухом остатке: нефтяники балансируют на грани рентабельности, будущее Кашагана по-прежнему туманно, а отрасль, еще недавно гордо носившая звание донора госбюджета, отчаянно просит о господдержке.
Цены загнали отрасль в пике
Бравурные прогнозы о сотнях миллионов тонн добычи нефти в Казахстане к 2020 году и о вхождении в пятерку ведущих добывающих стран мира остались в прошлом. Министерство энергетики Казахстана осенью снизило прогноз добычи нефти на текущий год с 80,5 до 79,5 млн тонн (на 1,2%). Прогноз был снижен из-за падения цен на нефть. Первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин, комментируя этот факт, отметил, что прогноз добычи нефти на 2016 год снизился «за счет того, что цена на нефть другая уже. Поэтому затраты другие. При $40 за баррель на следующий год прогноз – 77 миллионов тонн. При $50 – 79 миллионов тонн, до 80 миллионов тонн, при $30 – 73 миллиона тонн».
Понижены плановые показатели и на последующие годы. «Объем добычи нефти, по прогнозу министерства энергетики, в 2016 году составит 77 миллионов тонн с последующим увеличением до 92 миллионов тонн в 2020 году. Это ниже ранее прогнозируемых данных на 3,8 миллиона тонн и на 12 миллионов тонн соответственно», – сообщил вице-министр национальной экономики Марат Кусаинов в ходе презентации проекта республиканского бюджета на 2016-2018 годы в мажилисе парламента.
Таким образом, прогноз по добыче нефти в 2020 году снижен сразу на 11,5%. Хотя еще в феврале текущего года Узакбай Карабалин сообщал, что Казахстан не отходит от планов увеличения добычи нефти, начиная с 2017 года: «Следует отметить, что в Республике Казахстан, несмотря на снижение за отчетный период темпов нефтедобычи, в последующие годы планируется рост добычи нефти. Так, в 2017 году мы ожидаем увеличение добычи нефти до 86 миллионов тонн, в 2020 году – 104 миллиона тонн. Это будет связано, в основном, с расширением на месторождении Тенгиз и возобновлением морской нефтедобычи на месторождении Кашаган», – заявлял тогда Карабалин. Однако финансовые итоги полугодия заставили резко поменять планы.
В первом полугодии 2015 года чистая прибыль национальной компании «КазМунайГаз» сократилась, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, в 4,4 раза – до 75,7 млрд тенге. Согласно отчетности КМГ, активы компании за I полугодие сократились на 1% – с 8,84 трлн тенге до 8,75 трлн. Основной добывающий актив КМГ – АО «Разведка Добыча КазМунайГаз» – за тот же период 2015 года получил чистую прибыль по МСФО в размере 2,9 млрд тенге, что в 72 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
«Снижение чистой прибыли связано с уменьшением выручки, а также с девальвацией 2014 года», –отмечается в сообщении компании. Выручка в январе-июне 2015 года составила 241 млрд тенге, что на 48% ниже, чем в аналогичном периоде 2014 года. «Снижение выручки, в основном, связано с уменьшением цены Brent на 47% – со 108,9 долларов США за баррель в первом полугодии 2014 года до 57,8 долларов США за баррель в аналогичном периоде 2015 года, а также снижением средней цены поставок на внутренний рынок на 52% – с 48 тыс. тенге за тонну в первом полугодии 2014 года до 23 тыс. тенге за тонну в аналогичном периоде 2015 года», –говорится в сообщении.
Производственные расходы в первом полугодии 2015 года составили 109 млрд тенге, на 23% выше, чем в аналогичном периоде 2014 года, что в основном объясняется повышением расходов по вознаграждениям сотрудников производственных подразделений.
И если РД КМГ удалось-таки в первом квартале текущего года получить прибыль, то его добывающая «дочка» – «ОзенМунайГаз» – закончила полугодие с убытком порядка 114 млрд тенге. По прогнозам руководства РД КМГ, озвученным в конце июля, по итогам года убыток может возрасти до 125 млрд тенге. И это несмотря на то, что за первое полугодие «Озенмунайгаз» добыл на 21 тыс. тонн нефти больше запланированного объёма.
Вторая дочерняя компания РД КМГ – АО «ЭмбаМунайГаз» – может закончить текущий год с убытком в 24 млрд тенге, сообщил летом текущего года генеральный директор ЭМГ Курмангазы Исказиев. «Поскольку бюджет страны формируется, исходя из стоимости нефти марки Brent, в начале года правительство распорядилось рассчитать бюджет группы компаний КМГ, исходя из стоимости $50 за баррель. В то время как средняя себестоимость нефти в «ЭмбаМунайГазе» – $66 за баррель.
В итоге нам «светит» закончить текущий год с минусом в 24 млрд тенге», –заявил Исказиев. «22% себестоимости нефти нашей компании – фонд оплаты труда, 32% – налоги, включая экспортную таможенную пошлину, плюс транспортные расходы при реализации нефти. Сколько времени компания сможет выдерживать ежегодный отрицательный финансовый баланс, даже выполняя план добычи? Год, два, а потом мы окажемся банкротами», – пояснил он. По словам главы ЭМГ, высокая себестоимость нефти на предприятии связана и с тем, что компания продолжает эксплуатировать старые и низкорентабельные месторождения.
Казахстанско-китайское АО «Мангистаумунайгаз» в январе-сентябре 2015 года получило 24,34 млрд тенге чистой прибыли, что в 4 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Доходы от реализации продукции сократились в 2 раза –до 193,562 млрд тенге, валовая прибыль – в 2,4 раза и составила 107,714 млрд тенге, прибыль до налогообложения сократилась в 4,4 раза – до 27,885 млрд тенге.