Фокус номера: Каспий
Готовность к разливам
Актуальные аспекты создания судов для ликвидации аварийных разливов нефти на шельфе Каспийского моря
Бойцун Илья Александрович, директор департамента развития флота, ТОО "НМСК "Казмортрансфлот"
Казахстанские нефтегазовые компании активно занимаются освоением морских месторождений. В связи с этим возрастает риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти, как непосредственно на месторождении, так и в местах транспортировки (подводные трубопроводы, нефтеналивные танкера). Экологические последствия в случае аварий для казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ), а также для всего Каспийского моря могут быть катастрофическими. Государство, нефтяные компании уделяют вопросам, связанным с ликвидацией последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, достаточно много внимания. Однако данная проблема остается актуальной и требует особого внимания в области создания технических средств для принятых в КСКМ способов локализации и ликвидации возможных разливов нефтепродуктов.
Для разработки проекта судна для ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) необходимо, в первую очередь, разобраться с его функциями и назначением. В общей классификации судов по назначению данный тип судна представляет собой специализированное судно технического флота. Без четкого понимания принципа работы судна, состава его технологического оборудования, создать судно невозможно. Все морские конвенции, правила классификационных обществ и другие широко распространенные нормативные документы выставляют требования к такому типу судов только как к судну. Все эти документы не нормируют, что в технологическом плане для борьбы с разливами должно быть на судне: состав и количество специализированного оборудования, принцип работы и т.д. В этой связи и возникает вопрос: а что должно быть на судне ЛАРН, и как судно должно выглядеть?
Недостаток опыта национальных нефтегазовых компаний не позволяет выработать строгие правила и рекомендации для создания специализированного судна ЛАРН. Опыт иностранных компаний не всегда удается применить в условиях КСКМ. Это можно объяснить уникальностью Каспийского моря. Практически только на Каспии имеются мелководные и замерзающие участки моря. Опыт судоходных компаний показывает, что наибольшим спросом на Каспийском море пользуются суда, которые были специально спроектированы для этих условий. Этот положительный опыт необходимо распространить на весь вспомогательный флот для КСКМ.
Рассмотрим объекты в КСКМ, которые потенциально представляют опасность в связи с разливами нефти. Это морские буровые платформы (МБП): самоподъёмные плавучие буровые платформы типа «Сәтті», плавучие мелкосидящие буровые баржи типа «Caspian Explorer», искусственные острова для добычи нефти, суда и подводные трубопроводы. Учитывая, что известны потенциально опасные объекты и небольшие размеры КСКМ, можно создать необходимую инфраструктуру морских вспомогательных судов для ликвидации аварийных ситуаций.
По непонятным причинам при проектировании каждой из типов МБП не был сформирован вспомогательный флот, который ее обслуживает. Все платформы являются несамоходными судами и, соответственно, нуждаются в обслуживающем флоте. Причем на рынке практически невозможно найти суда, которые бы в полной мере отвечали требованиям для обслуживания каспийских установок.
Следует учесть, что отсутствие четких правил игры на рынке услуг позволяет нефтегазовым компаниям проводить техническую политику, которая не совсем отвечает интересам развития национального казахстанского флота. Требования, которые компании вносят в своих тендерах на предоставление услуг по ликвидации аварийных разливов нефти, относятся к существующим судам, которые можно приспособить к текущим условиям. Причина одна – сократить расходы на необходимый флот. В таблице 1. приведены типы суда, которые были привлечены к услугам в области ЛАРН.