Законодательство
Осуществление иностранными юридическими лицами лицензируемых видов деятельности в сфере недропользования
Елена Манаенко, старший юрист, юридическая фирма "AEQUITAS"
Осуществление иностранными юридическими лицами лицензируемых видов деятельности в сфере недропользования на территории Казахстана. Правовые возможности vs практические трудности
Следуя общей законотворческой тенденции улучшения инвестиционного климата и создания благоприятной регуляторной среды для иностранных предпринимателей, в течение последних лет изменялось и законодательство о лицензировании. Так, 16 мая 2014 года был принят и вступил в силу с 20 ноября 2014 года Закон РК «О разрешениях и уведомлениях» (далее – «Закон о разрешениях» или «Закон»). Основной целью Закона являлись гармонизация и систематизация нормативных требований, регулирующих порядок лицензирования, процедуру выдачи разрешений и уведомительный порядок; упрощение процедуры лицензирования, в том числе и для иностранных предпринимателей, желающих осуществлять лицензируемые виды деятельности на территории Республики1.
Рассмотрим далее нормы Закона, улучшающие положение иностранных резидентов и сравним их с возможностью реализации на практике.
Возможности осуществлять лицензируемые виды деятельности без «юридического присутствия» на территории Казахстана
Зачастую иностранные компании оказывают разовые услуги казахстанским недропользователем и не нуждаются в постоянном присутствии на территории Казахстана. Положения Закона о разрешениях, дозволяющие осуществлять иностранным резидентам лицензируемые виды деятельности без необходимости создания филиала или казахстанского юридического лица, значительно упрощают осуществление бизнеса не только таким иностранным резидентам, но и казахстанским недропользователям, которые вправе свободно выбирать подрядчиков, как резидентов, так и нерезидентов Казахстана, для оказания лицензируемых видов услуг и работ.
В действовавшем ранее Законе «О лицензировании» от 11 января 2007 года (далее – «Закон 2007 года») была установлена возможность выдачи лицензий иностранным резидентам (статья 9), а также предусмотрен принцип выдачи лицензий на равных основаниях и равных условиях для всех лиц (статья 4). Однако сопутствующие условия по получению лицензий, квалификационные требования, предъявляемые к потенциальным лицензиатам, и сложившаяся практика не предоставляли правовой и практической возможности для получения лицензии, в том числе и на осуществление деятельности в сфере недропользования, минуя казахстанское юридическое лицо. Это означало, что требовалось создание казахстанского юридического лица либо организация деятельности через уже существующее казахстанское юридическое лицо, или же открытие на территории республики филиала или представительства иностранного юридического лица.
В частности, в соответствии с Законом 2007 года лицензии выдавались по месту регистрации физического или юридического лица, в тех случаях, когда лицензии подлежали выдаче местными исполнительными органами или территориальными органами центрального уполномоченного органа (статья 42), что создавало невозможность получить лицензию без регистрации филиала (представительства) или дочернего юридического лица на территории РК.
В настоящее время Законом о разрешениях не только предусмотрено право иностранных резидентов на осуществление лицензионных видов деятельности на территории РК (статья 20), но и прямо установлена возможность получить лицензию по месту осуществления такой лицензируемой деятельности в случае отсутствия казахстанского филиала или представительства (статья 29).
До принятия Закона о разрешениях невозможность осуществить оплату обязательного лицензионного сбора без юридического присутствия на территории Казахстана являлась одним из существенных препятствий для иностранных резидентов по получению лицензии на практике.
Несмотря на то, что и на текущий момент Налоговый Кодекс предусматривает общее правило по уплате лицензионного сбора в республиканский бюджет по месту нахождения лицензиата, с учетом последних регуляторных изменений иностранные резиденты вправе осуществить платеж с использованием бизнес-идентификационного номера, без обязательного нахождения на территории Казахстана. При этом наличие филиала или представительства не является обязательным условием (статья 27 Закона).
Практические трудности для осуществления лицензируемых видов деятельности без «юридического присутствия»
Несмотря на достаточную гибкость законодательных норм о лицензировании, на практике иностранные компании сталкиваются с трудностями осуществления лицензируемых видов деятельности без создания филиала или же открытия казахстанского дочернего предприятия.
Приоритет казахстанских подрядчиков при закупе услуг недропользователями
В соответствии с действующим законодательством, казахстанские недропользователи обязаны приобретать товары, работы, услуги посредством закупа, осуществляемого (i) через открытый конкурс; (ii) через запрос ценовых предложений; (iii) из одного источника; (iv) через систему электронных закупок; (v) через товарные биржи. Каждый из способов закупок характеризуется определённой спецификой, но для всех применимо одно существенное требование – каждый недропользователь, как и потенциальные поставщики товаров, работ и услуг, осуществляют закупки/продажи посредством специальной информационной системы, именуемой «Реестр товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей» или иной аналогичной системы2.