Технологии
Малая нефтепереработка: сможет ли помочь решить дефицит бензина в Казахстане?
Нариман Ахметжанов, директор ТОО «Северхим»
Евгений Пущик, зам. директора ТОО «Северхим»
Алишер Сайткулов, старший аналитик ТОО «Северхим»
Вагиф Мирзоев, директор НПФ «Турал-110» (Азербайджан)
История бурного развития малой нефтепереработки в странах СНГ приходится на середину 90-х годов прошлого столетия и начало 2000-х. В то же время в середине 90-х в Европе начали закрываться мини-НПЗ, хотя раньше малая нефтепереработка присутствовала в Германии, Австрии, Польше и других странах.
На прямой вопрос: «Выживет ли малая нефтепереработка в СНГ?», авторы уверенно отвечают – да, при условии, что на заводах будут внедрять вторичные процессы, которые дают возможность увеличить глубину переработки до 80%. Кроме того, важным элементом процесса является стоимость, и она должна быть адекватной стоимости мини-НПЗ.
Сектор мини-НПЗ имеет свою экономическую нишу, он решает локальные задачи регионов, поэтому его нельзя рассматривать сквозь призму большой переработки нефти. В странах СНГ насчитывается около 300 мини-НПЗ: в России, Украине, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане. Мини-НПЗ во всех странах СНГ в 2013 году перерабатывали около 10 млн тонн нефти (в среднем, по 30 000 т\год). Рынок малых НПЗ – малые объемы, поэтому этот рынок обойден вниманием СМИ, экспертов, что, в свою очередь, порождает дефицит информации и объективной аналитики. Как показывает пример Польши, малые НПЗ имеют свою нишу в процессе нефтепереработки. На юге Польши 5 малых НПЗ, еще в 2002-2004 годах группы «Orlen» и «Lotos» выкупили эти НПЗ и включили их в производственный процесс выпуска топлива. Сегодня эти малые НПЗ специализируются на: регенерации отработанных масел (НПЗ Едличе), производстве биодизеля (НПЗ Тшебиня, Чеховице). Это пример государственного подхода к малой нефтепереработке, которого, к сожалению, нет в странах СНГ.
После принятия в Таможенном Союзе техрегламента по топливу, многие эксперты заговорили об окончании эры мини-НПЗ. Авторы статьи предлагают вполне реалистичный другой сценарий развития ситуации: трансформация сектора малой переработки, то есть внедрение вторичных процессов, которые повысят глубину переработки нефти и качество топлива. Именно этот сложный путь является единственным шансом для мини-НПЗ оставить за собой свою экономическую нишу в новых условиях конкуренции на рынке. Внедрение большинства классических вторичных процессов переработки сырья на малых НПЗ экономических нецелесообразно из-за дороговизны, поэтому исключением являются вторичные процессы, разработанные и внедренные группой ученых с Азербайджана, Украины.
Существует «пирамида» мощностей мини-НПЗ по сырью, разделенная на группы, и переход из группы в группу позволяет экономически обосновано внедрять различные технологии вторичных процессов переработки нефти, улучшая экономические показатели и качество выпускаемого топлива. Главные различия между этими группами состоят не только в мощности, но и в рентабельности производства.
Рентабельность заводов первой группы (производительность менее 100 тыс. тонн в год) не превышает 8-12%. Рентабельность производства третьей группы мини-НПЗ находится на уровне 50%, глубина переработки на таких заводах увеличивается с 50% до 75%. На мини-НПЗ первых групп возможна выработка исключительно прямогонного (низкооктанового) бензина, качество дизельного топлива определяется содержанием серы и парафинов в сырье. Третья группа малых заводов (300 тыс. тонн в год) за счет термокрекинга, мягкого риформинга обеспечивает не только привлекательную рентабельность, но и возможность выпуска качественного дизеля и высокооктанового бензина.
Четвертая группа мощности – это заводы, перерабатывающие более 500 тыс. тонн нефти в год. Такие заводы строятся в несколько этапов, по мере пуска в эксплуатацию всех мощностей завод освобождается от приставки «мини» не только в плане объема переработки сырья, но и в отношении технологической оснащенности. Комплекс процессов каталитического риформинга, гидроочистки, изомеризации и алкилирования позволяет выходить на уровень качества топлива Евро 4 и Евро5.
Существует два главных понятия: глубина переработки нефти и качество топлива. Глубина переработки напрямую зависит от внедрения вторичных деструктивных процессов (термических или каталитических), но она не является залогом высокого качества топлива. Качества топлива (Евро 4, Евро 5), а конкретно – уменьшения серы в топливе можно достичь только путем гидроочистки топлива, а установка производства водорода, по мнению экспертов, рентабельна для НПЗ с объемом более 1 млн тонн нефти в год.