Эксклюзив
Упущенные возможности

В конце прошлого года, без особого шума и помпы, почила в Бозе одна из самых амбициозных госпрограмм, принимавшихся в Казахстане за 20 лет независимости, — Государственная программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ). Указом президента страны от 22 ноября 2010 года № 1105 признан утратившим силу Указ № 1095, которым в мае 2003 года глава государства утвердил Госпрограмму освоения КСКМ. Аккурат 31 декабря 2010 года должна была завершиться — по плану — реализация второго этапа этой программы — этапа ускоренного освоения. Попробуем подвести некоторые итоги проделанной (и несделанной) работы.
Итак, пункт 3.1 госпрограммы оговаривает основные направления и этапы реализации программы.
Основные направления реализации программы включают:
- создание первоочередных организационных условий проведения морских операций;
- организацию маркетинга морских проектов;
- развитие производственной и социальной инфраструктуры;
- совершенствование маршрутов экспорта углеводородов и транспорта;
- развитие системы обеспечения охраны окружающей среды;
- модернизацию научно-технологической системы и подготовки кадров;
- совершенствование правовой базы;
- повышение качества отечественных товаров и создание условий для эффективного планомерного возрастания участия казахстанских предприятий и организаций в реализации морских нефтегазовых операций;
- развитие переработки и улучшение товарной структуры углеводородов;
- развитие нефтехимической промышленности.
Период освоения разделяется на три этапа, различающихся содержанием мероприятий и работ:
- первый этап: 2003–2005 годы — создание условий комплексного освоения;
- второй этап: 2006–2010 годы — ускоренное освоение;
- третий этап: 2011–2015 годы — стабилизация добычи.
При этом предполагается, что на втором этапе начинается рост морской добычи углеводородов и экономических результатов по первым нефтегазовым проектам освоения КСКМ.
Одновременно:
- осуществляется планомерное выставление на тендеры новых морских блоков;
- реализуется исполнение национальной нефтегазовой компанией функций оператора по морским проектам;
- продолжается совершенствование требований к охране окружающей среды, соответствующих международным экологическим стандартам;
- обеспечивается мониторинг всех морских проектов;
- разрабатываются и осуществляются дополнительные природоохранные мероприятия, соответствующие повышенным экологическим стандартам;
- продолжается подготовка и переподготовка казахстанских специалистов для нефтегазового комплекса и для смежных отраслей;
- создается инфраструктура для береговой поддержки морских операций;
- развертывается строительство дополнительных трубопроводных мощностей (неэкспортного назначения);
- вступает в строй новый экспортный нефтепровод;
- прорабатывается маршрут следующего экспортного нефтепровода;
- достигается конкурентоспособность основных отечественных товаров и услуг для морского нефтегазового комплекса (импортозамещение для ведения морских операций).
Что мы имеем «в реале» на сегодняшний день?
- Новые морские блоки на тендеры не выставляются, прямые переговоры с инвесторами заморожены;
- национальная нефтегазовая компания «КазМунайГаз» действительно, в соответствии с последними изменениями в законодательстве, имеет право на 50%-ную долю в новых морских проектах;
- широкомасштабное создание инфраструктуры для береговой поддержки морских операций пока застопорилось на этапе ТЭО;
- строительство экспортного трубопровода для «большой нефти» с шельфовых месторождений заморожено до 2018 года;
- выпуск большинства позиций номенклатуры товаров, необходимых в процессе освоения КСКМ, до сих пор не освоен отечественной промышленностью, и товары эти импортируются из-за рубежа.
Рассмотрим целевые индикаторы программы подробнее.
3.2.4. Развитие добычи углеводородов

На первом этапе до 2005 года основные работы в КСКМ будут связаны с бурением разведочных скважин по блокам первой очереди. По мере завершения разведочного бурения и перехода к стадии освоения и добычи объем буровых работ возрастет значительно.
Выявленные прогнозные ресурсы углеводородов в КСКМ позволяют в перспективе довести уровень добычи нефти с морских месторождений до 100 млн т и удерживать его на этом уровне в течение 25–30 лет.
По данным АО «Информационно-аналитический центр нефти и газа», в 2010 году общий объем добычи нефти в Казахстане составил 79,685 млн тонн, причем добыча ведется исключительно с месторождений на суше. Как известно, морская добыча к 1 января 2011 года так и не началась. В январе т. г. Министерство нефти и газа Казахстана отклонило представленный оператором консорциума NCOC Проект второй фазы освоения Кашагана, признав его экономически неэффективным. По словам министра Сауата Мынбаева, «мы не можем утвердить неэффективный с экономической точки зрения проект». По словам министра, первая фаза «идет в заданные сроки, в 2013 году начнется опытно-промышленная стадия». Как известно, сроки реализации второй фазы разработки Кашаганского месторождения перенесены на 2018–2019 годы. Начало промышленной добычи на месторождении неоднократно переносилось, в последний раз оно было объявлено на конец 2012 года.
Северо-Каспийский проект реализуется в рамках СРП по Северному Каспию, заключенному 18 ноября 1997 года, и включает в себя месторождения Кашаган, Кайран, Актоты, Каламкас. NCOC — North Caspian Operating Company B. V., единый оператор Северо-Каспийского проекта. Акционерами NCOC являются: Agip Caspian Sea B. V. (16,81%), KMG Kashagan B. V. (16,81%), ConocoPhillips North Caspian Ltd. (8,40%), ExxonMobil Kazakhstan Inc. (16,81%), Inpex North Caspian Sea Ltd. (7,56%), Shell Kazakhstan Development B. V. (16,81%) и Total E&P Kazakhstan (16,81%).
От имени «КазМунайГаза» его дочерняя компания «КазМунайТениз» также реализует на Каспийском шельфе четыре разведочных проекта с российскими коллегами: на участках Тюб-Караган, Аташский и Жамбай совместно с «ЛУКОЙЛом» и по проекту Курмангазы — с компанией «РосНефть-Казахстан».
2 октября 2007 года «КазМунайГаз» официально подтвердил наличие нефти на участке Жемчужины, разведка которого ведется совместной операционной компанией «Каспий Меруерты Оперейтинг Компани Б. В.». В уставном капитале СОК доли сторон распределяются следующим образом: АО «МНК «КазМунайТениз» — 40%, «Шелл РД Оффшор Венчурс Лимитед» — 40%, «Оман Перлз Компани Лимитед» — 20%. В январе 2011 года председателем правления КМГ Кайргельды Кабылдиным было объявлено, что на структуре Ракушечное-море контрактной территории Н успешно завершено бурение первой разведочной скважины и открыта залежь. Однако он сразу оговорился, что «о коммерческом обнаружении участники проекта смогут объявить только по окончании разведочного бурения».
Вот пока, пожалуй, и все оптимистичные новости. Остальные проекты были не столь успешными. Первые разведочные скважины, пробуренные на участках Тюб-Караган, Аташский и Курмангазы, не выявили нефтегазосодержащих коллекторов. Результаты проведенных исследовательских работ показали значительное расхождение между фактическими геологическими данными и данными, заложенными в проектную модель. В декабре 2010 года «ЛУКОЙЛ» принял решение закрыть проект «Аташский». Одновременно Министерство нефти и газа Казахстана отказалось продлить срок действия контракта на недропользование по Аташу, который уже пролонгировался дважды и истек в декабре. На очереди — закрытие как бесперспективного проекта «Тюб-Караган». Ранее «КазМунайТениз» и «ЛУКОЙЛ Оверсиз» оценивали прогнозные геологические запасы Аташа в 137,8 млн тонн условного топлива, а Тюб-Карагана — в 324 млн тонн нефти.
Наличие запасов нефти и газа в структурах Дархан, Абай, Исатай, Жамбыл, Жамбай Южный и Южное Забурунье, С1 и С2 пока остается под вопросом. Переговоры с инвесторами по этим блокам продолжаются в вялотекущем режиме.