Итоги
Странная приватизация
Масштабная распродажа
Казахстан объявил масштабную распродажу государственной собственности. Официальный старт приватизации был дан в декабре 2015 года, когда правительство своим постановлением №1141 утвердило список объектов государственного и квазигосударственного секторов, которые планируется продать частным инвесторам в ближайшие 4 года. Список включает в себя около тысячи предприятий коммунальной и республиканской собственности, дочерних и зависимых организаций национальных и управляющих холдингов, а также самих нацкомпаний.
Последний раз такая масштабная распродажа проводилась в 90-е годы прошлого века, когда получивший независимость Казахстан переводил свою экономику с социалистических рельс хозяйствования на капиталистические. Нынешний список содержит немало, на первый взгляд, привлекательных объектов, среди них: и нацкомпании (например, АО «Национальная геологоразведческая компания «Казгеология»), и отдельные «дочки» и «внучки» «КазМунайГаза» (АО «КазТрансГаз - Алматы», ТОО «РД КМГ Разведочные активы»), и даже целые отрасли. В частности, государство готово передать в руки частника практически полностью отрасль нефтепереработки и продажи ГСМ.
Чуть ранее начало тотальной распродажи госсобственности анонсировал председатель правления Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев. По его словам, в списке приватизируемых объектов, входящих в состав холдинга, – 43 крупных актива и 182 средних. «В «КазМунайГазе» предлагается консолидировать активы и подготовить сам КМГ к IPO. Предстоит провести структурные реформы в «КазТрансОйле», приватизировать такие активы, как «Казмортрансфлот» и Батумский терминал, посмотреть в «КазТрансГазе» и «КазТрансОйле» все непрофильные активы, выставить на приватизацию и провести объединение трубопроводного транспорта», – сказал тогда Шукеев.
Из уст руководителя госхолдинга прозвучало еще одно сенсационное заявление: о грядущей продаже отрасли нефтепереработки. «АО «КазМунайГаз - переработка и маркетинг» может в рамках продажи трех казахстанских НПЗ обменяться пакетами акций с потенциальными инвесторами, – сказал тогда г-н Шукеев. – В «КазМунайГаз - переработка и маркетинг» мы планируем приватизировать контрольный пакет. При этом предлагается рассмотреть 3 варианта: продать 51% в целом КМГ-ПМ, если это будет более эффективно, то продать отдельно все 3 НПЗ или произвести обмен пакетами акций с потенциальными нашими партнёрами», – сказал Шукеев на заседании правительства в начале декабря 2015 года. «Что касается АЗС, то их также предлагается приватизировать и большей частью использовать опыт, который сейчас уже приобретён в КМГ-ПМ, то есть использовать механизм франчайзинга, и для этого, может быть, необходимо будет внести определённые изменения в законодательство», – добавил он.
Государственная доля
«Государство в настоящее время занимает в бизнесе очень крупную долю. Еще в 2014 году глава Казахстана Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании правительства в феврале сообщил, что к 2020 году доля госсобственности не должна превышать 15% от ВВП Казахстана, – заявил на конференции Fitch Ratings в Алматы директор департамента исследований компании «Halyk Finance» Мурат Темирханов. – Но если сейчас посмотреть на активы ФНБ «Самрук-Казына», холдинга «Байтерек», «КазАгро», Единого накопительного пенсионного фонда, то можно увидеть, что по активам эти институты занимают более 60% экономики. Если смотреть по капиталу, то доля нацхолдингов в ВВП составляет порядка 50%».
По его мнению, доля госсобственности в экономике не снижается, а растёт. «Сравнительно недавно была утверждена программа приватизации на 2016-2020 годы, в нее постоянно вносятся какие-то изменения. Но если посмотреть, с 2014 года по настоящее время, вместо того чтобы сокращать долю госсобственности в экономике, она только растёт. К примеру, за 3-4 года активы фонда «Самрук-Казына» только увеличивались».
«Мы все помним, что IPO «Самрук-Энерго» было запланировано на 2015 год, «Казахстан Темир Жолы» – на 2016 год, – говорит аналитик. – Сейчас же сроки по выводу этих компаний на IPO изменились, они сдвинуты на 2019 и 2020 годы соответственно. Изменение сроков объясняется тем, что необходимо менять регулирование на энергетическом, железнодорожном рынках. Но если планировалось вывести их на IPO, то почему рынки не были подготовлены к размещению в тот момент?».