Законодательство
Налоговый режим нефтегазовой отрасли Казахстана: соответствует ли он поставленной цели сегодня и будет ли соответствовать завтра?
Гульнар Бокпаева, старший менеджер, практика налоговых и юридических услуг, отдел услуг в области корпоративного налогообложения, компания EY
Известно, что устойчивое развитие нефтегазовой отрасли в Казахстане зависит от притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Один из основных факторов привлечения ПИИ – наличие простой, справедливой и предсказуемой налоговой системы. В последние годы в Казахстане проводились реформы налогообложения нефтегазовой отрасли, направленные на обеспечение стабильного поступления доходов в государственный бюджет. В то же время в долгосрочной перспективе данные поступления зависят от общего состояния нефтегазовой отрасли.
Действующий налоговый режим нефтегазовой отрасли сформировался в период растущего спроса на нефть преимущественно на развивающихся рынках (например, в Китае) и относительно стабильного предложения нефти, чему способствовало сокращение добычи в некоторых регионах (например, в Северном море). Данные условия привели к формированию устойчивого тренда роста цен в течение данного периода. По историческим меркам, этот период был необычным. Исходя из этого, в настоящей статье мы рассматриваем вопрос о том, соответствует ли существующая система налогообложения нефтегазовой отрасли в Казахстане предшествующему периоду, и, возможно, будущему. В частности, представляется, что данный режим функционирует недостаточно хорошо для периода, в котором цены находятся на сегодняшнем уровне.
Средняя цена нефти с 1946 г. по 2015 г. составляла 42 доллара США1. В течение данного периода нефтяные цены несколько раз пробивали отметку 100 долларов США, а также падали приблизительно до 20 долларов США в 1986 году, после чего (с одним кратким исключением) находились в диапазоне от 20 до 40 долларов США, вплоть до 2005 года. С 2005 г. по 2008 г. нефтяные цены резко возросли, достигнув пика в почти 140 долларов США, и именно в это время была разработана действующая в Казахстане система налогообложения нефтегазовой отрасли. После 2008 г. нефтяные цены снова снизились и с июня 2015 г. не поднимались выше 60 долларов США. Во время работы над этой статьёй (июль 2017 г.) цена нефти марки Brentсоставляла 48,88 долларов США2.
Период после 2014 года, вероятно, по сути является новым нормальным состоянием нефтяных цен, которое сохранится в обозримом будущем. Добыча нефти на сланцевых месторождениях в США, возможно, не позволит нефтяным ценам перейти ко сколько-либо устойчивому росту в среднесрочной перспективе, поскольку рост цен стимулирует увеличение такой добычи. В долгосрочной перспективе в международном сообществе превалирует мнение о том, что изменение климата приводит к тому, что многие страны стремятся стабилизировать либо снизить потребление ископаемого топлива, а это влияет на спрос и, следовательно, нефтяные цены.
Данное положение бросает вызов нового уровня фискальным органам Казахстана. На повестке дня стоит вопрос о том, соответствует ли современный режим налогообложения нефтегазовой отрасли поставленной цели, если мы в самом деле находимся в новом нормальном состоянии, при котором нефтяные цены изменяются в диапазоне от 50 до 70 долларов США, причём в течение продолжительных периодов цены находятся ближе к меньшему значению данного диапазона.
Эволюция
После провозглашения независимости в 1991 г. в Казахстане многое было сделано для разработки специального налогового режима для компаний нефтегазовой отрасли (недропользователей, согласно законодательству):
Этап 1: 1991-2001 гг.
Налогообложение недропользователей регулировалось Указом Президента Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», рядом подзаконных актов и постановлений по налоговым вопросам. Налоговый режим предусматривал два вида контрактов: стандартные контракты на недропользование и контракты о разделе продукции в натуральной форме. Оба режима были направлены на налогообложение прибыли, причём уровень налоговой нагрузки определялся во время согласования контракта с учётом всех значимых факторов.
Налоговые режимы подлежали утверждению (в частности, на предмет соответствия законодательству, действующему в момент заключения контракта) и подробному описанию в каждом контракте на недропользование. Указанные контракты обеспечивали стабильность установленного в них налогового режима (т.н. дедушкина оговорка).
Этап 2: 2002-2008 гг.
Принятый в 2001 г. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» включал специальный раздел «Налогообложение недропользователей». Действие всех ранее принятых постановлений по налоговым вопросам, в основном, отменилось. Более того, в 2004 г. ко вновь заключённым контрактам перестало применяться условие о стабильности налогового режима (хотя данное условие продолжало действовать в отношении ранее заключённых контрактов).
Этап 3: 2009 г. и далее
Новый налоговый кодекс (Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», введенный в 2009 году) отменил принцип стабильности налоговой нагрузки в отношении почти всех контрактов на недропользование, а также возможность заключения контрактов о разделе продукции в натуральной форме (при этом заключённые ранее контракты остались и остаются юридически действительными). В соответствии с этим, большинство недропользователей в Казахстане в настоящее время выполняют налоговые обязанности на основе действующего налогового режима.
1 - Здесь и далее нефтяные цены приведены в долларах США на 2015 г., т.е. скорректированы на инфляцию.
2 - Опубликовано на официальном веб-сайте Bloomberg: https://www.bloomberg.com/energy. Данные были обновлены на 14 июля 2017 года.