Эксклюзив
Нововведения в Налоговый кодекс поспособствуют развитию нефтяной отрасли

Узакбай Карабалин, заместитель председателя ассоциации KAZENERGY
Последние прогнозы признанных международных исследовательских структур говорят о неизбежности сохранения ведущей роли нефти и газа среди потребляемых энергоресурсов планеты, как минимум, до 2050 года. А ведь еще пару десятков лет назад экономические гуру твердили, что мир никогда не будет потреблять больше 90 млн баррелей нефти в сутки. Текущая же реальность фиксирует уже свыше 97 млн баррелей. Не за горами – 100 млн, а к 2030 году ожидается 110 млн и больше.
Начало формы
Вероятно, большим заблуждением можно считать мнение об узкопрофильной энергоресурсной направленности нефтяной отрасли. Спектр использования нефти, постоянно расширяясь, охватывает и товары для обычной жизнедеятельности человека, и экономические секторы, выпускающие уникальную высокотехнологичную продукцию. К примеру, один из базовых элементов активно развиваемого 3D-принтинга – пластики и полимеры из углеводородов.
Динамично растет и уровень технологий, используемых в нефтяной отрасли. Это специализированное многофакторное моделирование и раcширяющаяся IT-поддержка с применением суперкомпьютеров; использование космического зондирования; бурение, сопоставимое по проходке и сложности технологий с полетами в стратосферу; функционирование сложнейших роботизированных комплексов на море и шельфе; огромное множество видов оборудования и комплектующих. И наконец, это десятки профессий, овладением которых занимаются в ведущих университетах мира. Процессы поиска, добычи, транспортировки и переработки нефти уже давно превратились в сверхоснащенную самыми передовыми наработками сферу деятельности человека.
В свете постоянно растущего спроса Международное энергетическое агентство обращает внимание на то, что уже к 2025 году действующие сейчас месторождения нефти будут обеспечивать только половину потребности планеты. Остальная часть придется на новые залежи, которые находятся только в стадии геологоразведочных работ или в начале коммерческой эксплуатации, а также на добычу трудноизвлекаемых запасов: сверхглубоких, морских, арктических, нефтеносных песков.
К 2030 году доля функционирующей сейчас добычи составит только 40%. В связи с этим международное сообщество выделяет лишь несколько стран, способных в будущем играть еще более значимую роль на мировом рынке в случае освоения новых запасов. Это США, Саудовская Аравия, Россия, Канада, Бразилия и Казахстан.
Между тем завершающаяся эпоха «легкоизвлекаемой нефти» требует колоссальных финансовых средств на восполнение ресурсной базы. Чтобы добывать новые объемы углеводородов в 2025-2030 годы, надо начинать исследования и разведку уже сейчас. По оценке экспертов, для исключения дисбаланса спроса и предложения в ближайшие 10-15 лет в глобальную нефтегазовую отрасль необходимо вложить суммарно порядка 20 трлн долларов США.
При этом следует учитывать, что 90% капитальных затрат в мировой «нефтянке» приходится на частных инвесторов. А вследствие значительных ценовых колебаний на мировом рынке в последние годы, инвестиционная активность в отрасли значительно снизилась. Если в 2010-2014 годах средний объем капитальных затрат в мировую разведку/добычу углеводородов составлял около 700 млрд долларов ежегодно, то в последнее время показатель упал до уровня 440 млрд. В связи с этим значительно усилилась конкуренция за финансовые ресурсы. Компании предприняли колоссальные усилия, чтобы сократить затраты, урезая, в первую очередь, геологоразведочные работы, бурение новых скважин, капитальный ремонт на действующем фонде скважин, инвестиции в технологические инновации, операционные расходы.

Но, похоже, глобальная экономия и сокращение затрат в нефтедобыче достигли своего предела. Анализ расходов по 100 ведущим нефтегазовым корпорациям мира показывает, что впервые за три последних года во II квартале 2017-го средний показатель затрат на добычу одного барреля нефти вырос на 16%. Жесткие лимиты на геологоразведку и операционные расходы в комплексе с долговой нагрузкой себя уже не оправдывают. Доля платежей по обслуживанию долга в операционном денежном потоке ведущих нефтяных ТНК мира сейчас превышает 70%.
В этой ситуации большинству нефтяных государств придется решать большую проблему. Неизвестно, в какие страны пойдут финансовые инвестиции на геологические исследования, поиск и разработку новых, а также на поддержание уровня добычи на действующих месторождениях. Поэтому правительства должны своевременно провести работы по созданию соответствующих условий для привлечения инвестиций в эту важнейшую для их экономики отрасль.