Итоги года
Новая нефтяная реальность
Цены на нефть
Одним из трендов 2017 года стало устойчивое восстановление мировых цен на нефть. По состоянию на январь прошлого года, баррель нефти марки Brentстоил 55 долларов США, и в первом полугодии только дешевел – до 47,9 в июне. Но летом неожиданно пошел в рост, и в декабре среднемесячное значение составило 66,9 доллара за баррель.
Такая тенденция, естественно вызвала заметное оживление на рынке, нефтегазовые компании начали реанимировать замороженные ранее инвестиционные программы при планировании бюджетов на 2018 год. Ведь державшиеся в течение 2-3 последних лет низкие цены на нефть оказали свое негативное влияние на отрасль. Согласно отчета норвежской компании Rystad Energy, совокупные запасы всех новых месторождений нефти и газа, открытых в 2017 году, составили минимальные за всю историю подсчета 6,7 млрд баррелей нефтяного эквивалента. При этом около 1 млрд баррелей из указанной цифры никогда не будут извлечены, поскольку их добыча нерентабельна, считают эксперты. «Ничего подобного не наблюдалось с 1940-х годов, – подчеркивает старший аналитик Rystad Соня Млада Пассос. – Нам нужно осознать, что столь низкое число открытых месторождений представляет большую угрозу для поставок нефти в десятилетней перспективе».
Средний объем запасов открытых в 2017 году месторождений составил примерно 100 млн баррелей нефтяного эквивалента против порядка 150 млн баррелей в 2012 году. Самое большое опасение экспертов вызывает тот факт, что новые месторождения восполнили истощившиеся ресурсы лишь на 11%. В 2012 году показатель составлял более 50%. При этом полностью компенсировать истощившиеся месторождения в последний раз удалось в 2006 году.
Как это ни парадоксально, но рост цен на нефть в 2017 году практически не сказался на курсе казахстанской национальной валюты – тенге. Весь год национальная валюта торговалась по отношению к доллару в диапазоне от 325 до 335 тенге за доллар США. Председатель Национального банка Казахстана Данияр Акишев прокомментировал эту ситуацию отложенным эффектом от повышения нефтяных котировок. Но главной причиной назвал нежелание крупных экспортеров возвращать в страну и продавать на бирже валютную выручку. По его словам, сегодня 25 крупнейших компаний генерируют 75% экспортной выручки страны. Если в 2013 году на внутреннем валютном рынке экспортерами было продано порядка 40 миллиардов долларов США, то в 2016 году – всего 10 миллиардов. На момент комментария главы Нацбанка данных по 2017 году еще не было, но есть все основания полагать, что эта тенденция сохранилась.
Неслучайно во время общенационального телемоста, посвященного открытию новых индустриальных производств в начале декабря 2017 года, президент Нурсултан Назарбаев поручил правительству вернуть финансовые средства отечественных компаний из-за рубежа. «18 отечественных компаний удерживают 12,5 миллиарда долларов за рубежом, – сказал глава государства. – «Тенгизшевройл» – 4,5 миллиарда долларов. «КазМунайГаз» – 3 миллиарда долларов. «РД «КазМунайГаз» – 2 миллиарда долларов. «Азиатский газопровод» – более миллиарда долларов. Газопровод «Бейнеу – Шымкент» – 100 миллионов. И так далее». «Возвращайте деньги и держите их в Казахстане. Какая гарантия нужна вам? Законы, указы? Я это сделаю. Не сделаете этого, мы сделаем сами. Не обижайтесь», – добавил президент.
Как отметил Нурсултан Назарбаев, только за первое полугодие подконтрольные государству компании увеличили объем удерживаемых за рубежом средств с 2 до 6 млрд долларов. «Поручаю правительству как акционеру: разобраться и доложить мне. С каждым поговорим, с каждым», – обратился президент к премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву. «Если не сделаете, предупреждаю – тогда я по-другому буду работать, как возвратить эти деньги», – резюмировал Нурсултан Назарбаев.
