Эксклюзив
Димаш Досанов: «Наши трубопроводы – это внутренние артерии страны»

На вопросы главного редактора журнала Petroleum отвечает генеральный директор (председатель Правления) АО «КазТрансОйл» Димаш Досанов.

– Димаш Габитович, работа национального оператора нефтетранспортной системы неразрывно связана с самочувствием добывающих компаний. Согласно данным министерства экономики, добыча нефти в Казахстане по итогам 2017 года возросла на 11,2 процента по сравнению с предыдущим годом. А как закончила год компания «КазТрансОйл»?
– Для КазТрансОйла 2017 год был достаточно успешным. Консолидированный объем транспортировки нефти по группе компаний АО «КазТрансОйл» за 2017 год составил 58,5 миллионов тонн, что на 2 миллиона, или 3 % выше показателя 2016 года. Грузооборот нефти по группе компаний составил 48,4 миллиарда тонно-километров, что на 5,2 миллиарда тонно-километров, или 12 % выше уровня 2016 года.
На нефтеперерабатывающие заводы Республики Казахстан по системе магистральных нефтепроводов КТО поставлено 14 миллионов 766 тысяч тонн нефти, что также превысило прошлогодний уровень на 380 тысяч тонн.
Рост объемов транспортировки связан с увеличением транзитных потоков через территорию РК в КНР. Кроме того, в 2017 году осуществлялась сдача нефти в систему магистральных нефтепроводов АО «КазТрансОйл» с месторождения Кашаган – в объеме 701,8 тысяч тонн. Объемы добычи нефти в прошлом году начали расти, в основном, благодаря Кашагану. Все мы друг друга поздравляли с началом добычи, я сам работал на Кашагане в свое время. Работая в КазМунайГазе, был связан с этими крупнейшими проектами: Кашаганом, Карачаганаком и Тенгизом.
Но надо понимать, что все, что было добыто на Кашагане, большей частью ушло в нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума. Он в свое время был создан акционерами для экспорта легкой нефти Тенгиза и Кашагана и после завершения проекта расширения трубопровода проблем с мощностями у него больше нет.
Что касается наших мощностей, то объемы транспортировки с начала прошлого года увеличились в связи с тем, что мы договорились о дополнительных поставках в Китайскую Народную Республику объемов Роснефти. Как вы знаете, в 2013 году было подписано межправительственное соглашение Казахстана и России, где полномочными представителями определены АО «КазТрансОйл» и ПАО НК «Роснефть». Была достигнута договоренность, что на первоначальном этапе через территорию Казахстана в Китай КазТрансОйл будет транспортировать 7 миллионов тонн российской нефти и дополнительно предусматривалась возможность транзита еще 3 миллионов – до 10 миллионов в сумме.
Почему эти объемы разделялись? Для того, чтобы появилась дополнительная возможность прокачать эти 3 миллиона тонн, на казахстанском участке магистрального трубопровода «Туймазы – Омск – Новосибирск-2» (ТОН-2) и на участке ТОН, принадлежащем Транснефти, проводились работы по расширению пропускной способности. Мы эти работы закончили осенью 2016 года. И еще с лета, до завершения реконструкции, начали переговоры с Роснефтью по поводу тарифа на дополнительные 3 млн тонн.
В 2013 году тариф был зафиксирован на объем в 7 миллионов тонн – 9,8 доллара за тонну на весь участок. И это при учете курса доллара того времени – около 150 тенге за доллар США. Мы начали вести переговоры, так как заинтересованность в увеличении объемов была и с российской, и с нашей стороны. В результате была определена стоимость в 15 долларов за транзит дополнительных объемов в 3 миллиона тонн. Дополнительные объемы транзита нефти помогли нашему совместному предприятию ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод», так как экспортный трубопровод «Атасу – Алашанькоу» принадлежит ему, и у СП есть долларовые займы, привлеченные в свое время у китайских коммерческих банков для постройки «Атасу-Алашанькоу» и «Кенкияк-Кумколь».
Мы договорились о прокачке дополнительных 3 миллионов тонн по 15 долларов до 2019 года и продлили соглашение с Роснефтью еще на 5 лет – до 2023 года. Но уже с учетом нового тарифа на весь период и на все объемы: то есть все 10 миллионов тонн по 15 долларов. Таким образом, проведенные переговоры по дополнительному объему были очень важны, потому что достигнутые договоренности легли в основу следующего 5-летнего соглашения. Эти контракты заключены в долларах, не привязывались ни к тенге, ни к российскому рублю. Таким образом, мы хеджировали свои риски.
– Однако ни российская сторона, ни казахстанские грузоотправители-экспортеры не очень-то довольны повышением тарифов, и это, впрочем, естественно…
– Должен сразу отметить, что возникающие сейчас вопросы у российской стороны не касаются наших договоренностей в отношении транзита российской нефти в Китай. Речь идет о новых тарифах на экспорт казахстанской нефти и на транзит по казахстанскому участку нефтепровода ТОН-2, которые вступили в силу с 1 апреля нынешнего года.
Касательно повышения тарифа на ТОН-2 – фактически он не изменялся с момента утверждения антимонопольным ведомством в 2014 году. В 2015 году, в связи с выводом транзита из сферы естественной монополии, он был утвержден приказом генерального директора АО «КазТрансОйл» на прежнем уровне.
Магистральный нефтепровод ТОН-2 введен в эксплуатацию в 1959 году, и, что естественно, физически и морально устарел. Учитывая его значительный износ, компанией в 2014-2016 годах были осуществлены значительные инвестиции с полной заменой линейной части, а в 2017 году мы приступили к замене вспомогательного оборудования (телемеханика, линии электропередачи, линии связи). И эти инвестиции должны возмещаться.
К тому же по нефтепроводу ТОН-2, помимо транзита нефти российских компаний, осуществляется перекачка нефти и казахстанских грузоотправителей на внутренний рынок, тариф на которую в 2,5 раза выше транзитного тарифа. Справедливо это? Нет. Повышение транзитного тарифа до уровня внутреннего как раз позволит устранить существенную разницу в тарифах, создать равные условия для всех грузоотправителей, что также не противоречит принципам Евразийского экономического союза. Учитывая небольшую протяженность данного нефтепровода (всего 186 километров), в абсолютном выражении повышение транзитного тарифа составило 1,5 доллара на тонну, что не оказывает существенного влияния на экономику поставок нефти по данному направлению. Отмечу также, что повышение транзитного тарифа по ТОН-2 до уровня внутреннего приводит стоимость перекачки в долларовом выражении практически к уровню, действовавшему до 2014 года (2,5 доллара США за тонну).
И, раз уж мы заговорили о тарифах, в настоящее время в системе КТО действуют три вида тарифов: внутренний (на поставку нефти на НПЗ), транзитный и экспортный. До 2014 года тарифообразование АО «КазТрансОйл» как у субъекта естественной монополии полностью регулировалось антимонопольным ведомством. С 2015 года из-под госрегулирования выведены транзитный и экспортный тарифы. Действующий в настоящее время тариф АО «КазТрансОйл» на перекачку нефти в целях экспорта за пределы Казахстана был утвержден приказом Агентства по регулированию естественных монополий в 2014 году в размере 5817,2 тенге за 1 тонну на 1000 км, и на протяжении четырех лет не изменялся. В 2015 году, в связи с выводом из сферы естественной монополии, тариф был утвержден приказом компании на прежнем уровне.
С момента утверждения АРЕМ в 2014 году экспортного тарифа наблюдается постепенная переориентация части поставок нефти с экспортных направлений на внутренний рынок и по другим направлениям, в результате чего изменяется структура грузооборота. Чтобы нивелировать эффект сокращения экспортного грузооборота, требуется повышение тарифа.
Другим фактором, непосредственно влияющим на расчет тарифа, являются затраты, связанные с оказанием услуги по прокачке. На деятельность компании, безусловно, оказывают влияние инфляционные процессы. Так, накопленная инфляция за период с 2014 по 2018 годы составила 42%. При этом рост затрат КазТрансОйла по транспортировке нефти составил 33%, то есть компания сдерживает рост своих затрат по сравнению с темпами инфляции. Несмотря на то, что у нас по методологии тарифообразования действует формула расчета «затраты плюс»: все затраты плюс определенная маржа. Также в тарифе не был учтен проведенный в августе 2015 года переход к свободно плавающему курсу тенге, который, в свою очередь, оказал негативное влияние на финансово-экономическое положение компании. К примеру, в ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод», где я работал руководителем, долг по долларовому займу в пересчете на тенге вырос фактически в два раза, а выручка осталась на прежнем уровне. Чтобы решить этот вопрос, ККТ пришлось пойти на повышение экспортного и внутреннего тарифов. В итоге был пролонгирован кредит еще на пять лет, и повышен тариф. Конечно, затраты по обслуживанию и возврату займа немного выросли, но другого альтернативного решения тогда просто не было, все это было сделано очень своевременно
КазТрансОйл в последние годы реализует масштабную инвестиционную программу, направленную на поддержание и развитие системы магистральных нефтепроводов. Так, за период с 2014 по 2017 годы, инвестиции составили в целом 239,7 миллиардов тенге. И дальнейшее сдерживание экспортного тарифа вело к снижению эффективности деятельности компании. Вместе с тем хочу отметить, что в период падения мировых цен на нефть мы, учитывая финансово-экономическую нагрузку на нефтедобывающие компании, не повышали экспортный тариф, который, как я уже говорил, с 2014 года оставался на одном уровне.
Сейчас мы повышаем тариф на 10%, и это соответствует динамике роста тарифа на внутренний рынок.
– В ближайшие годы ожидается взрывной рост добычи нефти на месторождении Кашаган, а после реализации Проекта будущего расширения – и на Тенгизе. Готовы ли вы конкурировать за эти увеличивающиеся объемы нефти с Каспийским трубопроводным консорциумом? Или вам останется только китайское направление?
– Безусловно, нефтепровод КТК является наиболее выгодным направлением транспортировки на экспорт для производителей легкой нефти в связи с наличием механизма банка качества нефти.
При этом КТК освобожден от регулирования со стороны уполномоченных органов РК и РФ в части доступа к мощностям и тарифа на транспортировку.
Вместе с тем, доступ к системе КТК предоставляется акционерам КТК и их аффиллиированным лицам. Доступ к мощностям КТК третьих лиц ограничен.
Нашей компанией предприняты меры по предоставлению казахстанским производителям нефти возможности конкурентных в сравнении с КТК условий для транспортировки казахстанской «легкой» нефти в смеси с западносибирской малосернистой нефтью по системе МН ПАО «Транснефть» в направлении порта Новороссийск.
Так, в соответствии с достигнутыми соглашениями с российскими партнерами, с февраля 2017 года поставлено 959 тыс. тонн (799 тыс. в 2017 и 160 тыс. тонн за два месяца 2018 года). Это, несомненно, является большим достижением, позволяющим улучшить эффективность экспорта нефти по нефтепроводу «Атырау-Самара». Работа в данном направлении продолжается.
КТК – уникальный проект, созданный нашими партнерами, которым необходимо было иметь альтернативное направление. Благодаря этому государство получает больше прибыли от этих крупных проектов. В КТК действует механизм «банк качества», что делает его особенно привлекательным для грузоотправителей.
Что делаем мы? Мы развиваем китайское направление и улучшаем наши транспортные возможности. Например, в прошлом году, совместно с Транснефтью, создали новый маршрут для транспортировки легкой малосернистой казахстанской нефти с сохранением качества по нефтепроводу Атырау – Самара и до порта Новороссийск. В 2017 году по данному направлению прокачивали нефть кашаганских партнеров и АО «Узеньмунайгаз».
Не забывайте еще, что не у всех добывающих компаний есть доступ в трубу КТК. А КазТрансОйл всем добывающим компаниям предоставляет равный доступ к своей системе нефтепроводов. В то же время наши партнеры по Кашагану и Тенгизу заинтересованы в использовании нашей системы нефтепроводов для прокачки своих ресурсов и заключили с нами соответствующие договоры на транспортировку на условиях «ship or pay».
И это правильно, грузоотправители должны иметь альтернативные маршруты поставок нефти, ведь остановить месторождение и потом вновь запустить его – это очень непросто.
– А сами банк качества не планируете внедрять?
– Вопрос этот давно обсуждается, но он очень сложный. В системе нефтепроводов АО «КазТрансОйл» нефть разного качества смешивается и транспортируется в общем потоке.
Ранее в начале 2000-х компанией уже разрабатывалась модель банка качества по аналогии с разработанной в КТК. Финансовым агентом готов был выступить АБН АМРО Банк. Сейчас вопрос банка качества в Казахстане отражен в статье 29 Закона «О магистральном трубопроводе». Там предусмотрено, что банк качества продукции может быть внедрен на отдельных маршрутах или участках МН с учетом согласия всех отправителей, осуществляющих транспортировку нефти по этим направлениям и после заключения всеми участниками банка качества многостороннего договора.
Казахстанская и российская системы нефтепроводов являются взаимосвязанными и смежными. Казахстанская нефть транспортируется на экспорт транзитом через территорию РФ и отгружается в российских морских портах Черного и Балтийского морей. Поэтому при экспорте нефти из Казахстана банк качества должен внедряться одновременно казахстанской и российской сторонами, то есть АО «КазТрансОйл» и ПАО «Транснефть». Одностороннее внедрение банка качества не представляется возможным. Работа в этом направлении с Транснефтью ведется.
– Как известно, КТО была пионером программы «Народного IPO», в ходе которого акции компании были проданы простым казахстанцам. С какими финансовыми результатами завершили вы год? Окажутся ли ваши миноритарные акционеры «в плюсе»? Какова динамика стоимости акций компании?
– АО «КазТрансОйл» в 2012 году первой из компаний, входящих в фонд «Самрук-Казына», предложило свои акции гражданам и пенсионным фондам Республики Казахстан.
За 5 лет, прошедших с момента IPO, наша компания выплатила своим акционерам почти 228 миллиардов тенге в виде дивидендов. Из этой суммы миноритарные акционеры – граждане Казахстана и пенсионные фонды – получили почти 23 миллиарда тенге. Суммарный размер выплаченных дивидендов за этот период в расчете на 1 акцию составил 592 тенге 71 тиын. Суммарная дивидендная доходность к цене размещения за 5 лет составила 82%. То есть наши акционеры, купившие акции в 2012 году, практически удвоили свои сложения только за счет полученных дивидендов.
По итогам 2017 года консолидированная чистая прибыль компании составила 50, 1 млрд тенге, рост почти на 13 процентов в сравнении с результатом предыдущего года. Я считаю, что как публичная компания, участник и пионер программы «Народного IPO», наша компания успешна. Мы стараемся повышать свою эффективность. К слову, в прошлом, 2017 году, мы выплатили рекордную сумму дивидендов – почти 60 миллиардов тенге. Это наибольшая сумма, направленная на выплату дивидендов в период после IPO. Из этой суммы 10 процентов получили наши миноритарные акционеры – казахстанцы, купившие наши акции. Мы ставим перед собой задачу – удерживать привлекательность дивидендной доходности по сравнению с альтернативными вариантами инвестиций.
Рост производственных и финансовых показателей нашей компании за 2017 год на фоне благоприятной конъюнктуры мировых фондовых и сырьевых рынков, а также стабилизации обменного курса тенге стали причиной роста котировок акций КТО до рекордного уровня – около 1 580 тенге за акцию (по состоянию на 7 марта 2018 года). То есть, рост котировок обеспечил нашим акционерам, купившим акции в 2012 году, более чем 2-кратный рост вложений.
24 мая состоится годовое Общее собрание акционеров, на котором будут приняты решения о выплате дивидендов и утверждении размера дивиденда в расчете на одну простую акцию АО «КазТрансОйл». Мы надеемся, что наши акционеры будут удовлетворены решениями Общего собрания акционеров.
Понятно, что достигать постоянного роста стоимости акций не просто. Мы реально оцениваем ситуацию: увеличивающиеся объемы добычи с Кашагана и Тенгиза после реализации проекта будущего расширения пойдут, в первую очередь, в КТК. Что касается других месторождений: на Кумкольской и Актюбинской группах месторождений добыча падает, а ежегодная инфляция растет. Поэтому стараемся поддерживать наши финансово-экономические показатели другими способами.
– Какими?
– Опять повторюсь: повышением конкурентоспособности наших услуг и тарифной политики для крупных нефтедобывающих компаний Казахстана.

- С точки зрения обывателя, желающего купить ваши акции: насколько велики для него риски того, что вы находитесь под госрегулированием? Насколько государство сможет вмешиваться в вашу производственную и экономическую деятельность? Это может привести к уменьшению дивидендов? Это риск?
– Я понимаю, о чем вы говорите, но за последние 5 лет мы доказали, что компания стабильна. КазТрансОйл – это инфраструктурная компания, от стабильного функционирования которой зависит вся нефтегазовая отрасль и устойчивость экономики страны. Пока работают наши нефтеперерабатывающие заводы, мы всегда будем поставлять для них нефть. А в восточном направлении, в сторону Китая, экспорт нефти осуществляем только мы. И объемы транспортировки туда довольно стабильны.
Возможно, для кого-то приоритетны валютные риски, ведь компания получает доходы в тенге, и акции котируются в тенге. И некоторые инвесторы могли бы сказать, что если бы инвестировали в свое время в долларах, была бы другая доходность. Но могу сказать с уверенностью – те люди, которые инвестировали 5 лет назад в наши акции, уже точно 2 раза заработали на своих инвестициях. Текущие котировки в 2 раза превышают цену размещения. Мы за эти 5 лет выплатили в виде дивидендов порядка 230 миллиардов тенге. 10 процентов их них – 23 миллиарда – выплачено нашим миноритарным акционерам. Когда я стал руководителем КТО, то узнал и продолжаю узнавать наших акционеров. По итогам прошлого года, после годового общего собрания акционеров, многие люди подходили ко мне и говорили: спасибо, хорошо работаете, продолжайте в том же духе. Простые граждане и руководители разных бизнес-структур, которые когда-то купили акции, неплохо заработали на дивидендах.
– Главой государства поставлена задача активнее вовлекать в экономический оборот транзитный потенциал Казахстана. И если раньше, в первое десятилетие независимости, казахстанские добывающие компании были «заперты» со своей нефтью в центре континента, то теперь созданная нефтетранспортная система позволяет предоставлять услуги по прокачке углеводородов поставщикам из других стран. Что вы скажете о перспективах транзитного потенциала «КазТрансОйла»?
– Эта работа ведется, и как я уже говорил, у нас в приоритете – восточное направление, в первую очередь, Китай. В соответствии с межправительственным соглашением между Казахстаном и Россией о сотрудничестве в области транспортировки российской нефти через территорию Республики Казахстан в КНР от 24 декабря 2013 года между АО «КазТрансОйл» и ПАО НК «Роснефть» была достигнута договоренность об увеличении транзита российской нефти с 7 миллионов тонн в год до 10 миллионов тонн в год с 1 января 2017 года по 31 декабря 2023 года. В настоящее время сторонами рассматривается возможность увеличения транспортировки в этом направлении до 13 миллионов тонн в год. Вместе с тем, для такого увеличения необходимо внесение соответствующих изменений в межправительственное соглашение, а также увеличение пропускной способности магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть» и АО «КазТрансОйл», над чем мы сейчас работаем совместно с ПАО «Транснефть» и другими заинтересованными участниками.
Рамочное соглашение между правительствами Республики Казахстан и Республики Узбекистан о некоторых вопросах сотрудничества в сфере энергетики от 16 сентября 2017 года предусматривает транзит нефти российского происхождения в Узбекистан через территорию Казахстана - до нефтеналивного пункта «Шагыр» и далее железнодорожным транспортом в направлении Республики Узбекистан. Транспортировка предусмотрена в объемах: до 200 тысяч тонн в 2017 году, до 1 миллиона тонн ежегодно в 2018-2020 годах, и до 5 миллионов тонн, начиная с 2021 года. В ноябре 2017 года была начата транспортировка российской нефти по маршруту «Прииртышск-Шагыр» и в направлении Узбекистана, объем которой в 2017 году составил 68 тысяч тонн. В январе 2018 года транзит российской нефти на Узбекистан составил 25 тысяч тонн. Сейчас, в рамках реализации положений соглашения, изучаем перспективы развития нефтетранспортной инфраструктуры сторон для обеспечения поставок нефти российского и казахстанского происхождения в Узбекистан через территорию Казахстана в объеме до 5 миллионов тонн в год, в том числе - строительство магистрального нефтепровода «Шымкент-Джизак».
При этом следует отметить, что работы по оценке параметров модернизации трубопроводных систем России, Казахстана и Узбекистана, в том числе нефтепровода Шымкент-Джизак для поставок нефти в Узбекистан, будут продолжены после подтверждения планируемых объемов транспортировки нефти в Узбекистан по результатам работы российско-казахстанско-узбекской рабочей группы.
Еще одно перспективное направление транзитных поставок – в Кыргызстан. В 2018 году предусматривается возможность транзита российской нефти по маршрутам: Бестамак (где будет осуществляться слив с железнодорожных цистерн) - Кенкияк - Кумколь - Шагыр (налив в железнодорожные цистерны). Либо Атасу (слив цистерн) - Кумколь - Шагыр (налив). В этих целях АО «КазТрансОйл» заключены договоры на предоставление услуг по транспортировке нефти с двумя кыргызскими поставщиками.
– Димаш Габитович, в течение последних лет в госхолдинге «Самрук-Казына» шел не всегда простой процесс трансформации. Можете ли вы рассказать об его итогах на примере КТО?
– Я расцениваю трансформацию, в первую очередь как оптимизацию бизнес-процессов и улучшение качества всей работы компании. КазТрансОйл в прошлом году отпраздновал 20-летие своей успешной деятельности, но сегодня необходим переход на качественно новый уровень. В рамках программы трансформации материнской компании АО НК «КазМунайГаз» и оптимизации бизнес-процессов АО «КазТрансОйл» была проведена масштабная работа по упрощению системы управления и выведению непрофильных функций компании в конкурентную среду.
На протяжении 20 лет в компании действовала трехуровневая система управления: центральный аппарат в Астане, Западный и Восточный филиалы в Атырау и Павлодаре соответственно и нефтепроводные управления в 11 областях страны. В рамках программы трансформации и сокращения уровней управления были ликвидированы 2 производственных филиала. При этом персонал мы не сокращали, работники из этих филиалов были трудоустроены в центральный аппарат и в нефтепроводные управления. В результате центральный аппарат в Астане пополнился специалистами-производственниками, а в нефтепроводные управления пришли работники из филиалов с управленческим опытом работы. И эту работу мы провели максимально безболезненно, без социальных потрясений.
Также в 2017 году мы вывели на рынок услуги по перевозке персонала, питанию и уборке помещений, IT-услуги. В рамках оптимизации IT функций был закрыт филиал компании «Главный информационно-вычислительный центр».
Что это дает компании? Благодаря выводу IT-услуг на свободный рынок, мы получили выгоду за счет сокращения расходов на обслуживание офисной техники, закуп расходных материалов и содержание персонала. Услуги по перевозке персонала – помимо экономии затрат на горюче-смазочные материалы, техобслуживание и содержание парка автомашин, подрядная организация предоставила нашей компании 116 новых машин и микроавтобусов, которые уже обслуживают наших работников во всех нефтепроводных управлениях, в Астане и в Алматы.
При этом ни о каком бездумном сокращении персонала речи не идет. Выводя людей из штата компании, мы трудоустраивали их в подрядные организации, более того, с подрядчиками был заключен договор, что в течение двух лет они стабильно выплачивают принятым в штат сотрудникам ту заработную плату, которую люди получали у нас.
Благодаря выводу услуг по уборке и питанию в конкурентную среду субъекты малого и среднего бизнеса получили гарантированные объемы работ на долгосрочной основе, что явилось существенной поддержкой развития малого бизнеса в регионах страны.
Совокупный экономический эффект от оптимизации затрат за период с 2018-2022 годы запланирован на уровне 11,7 млрд. тенге.
– Димаш Габитович, и в заключение – какие планы ставите вы перед собой в краткосрочной и среднесрочной перспективе в качестве руководителя компании?
– Если говорить о краткосрочной перспективе, то сейчас одной из основных целей я ставлю перед собой завершение проекта по оптимизации бизнес-процессов компании. В прошлом году мы посетили ряд северо-американских и канадских компаний, деятельность которых аналогична нашей по профилю. Их отличительные признаки – компактность, аутсорсинг и концентрация на основной деятельности – транспортировке. Они зарабатывают только на доставке объемов нефти из точки А в точку Б. Мы же, помимо транспортировки, еще и занимаемся ремонтом и обслуживанием своих трубопроводов. С развитием малого и среднего бизнеса в Казахстане мы ставим цели максимально вывести в рыночную среду непрофильные для компании функции и заниматься только транспортировкой нефти. И эта работа уже ведется.
Помимо выведения в конкурентную среду IT-функций, услуг по клинингу, питанию и перевозке персонала в конце прошлого года мы создали дочернее предприятие ТОО «Магистральный Водовод», которому были переданы функции по подаче воды по водоводу «Астрахань - Мангышлак». Сейчас мы ведем работу по разделению основного и вспомогательного видов производств внутри компании. Это позволит повысить эффективность эксплуатации оборудования и прозрачность операционной деятельности, определить реальные потребности в объемах услуг. При этом разделение основного и вспомогательного производства внутри компании не предусматривает сокращение рабочего персонала.
Более того, с трансформацией структуры и бизнес-процессов компании я ставлю перед собой цель изменить отношение работников компании к вопросам охраны труда и техники безопасности. Для производственной компании эти вопросы всегда приоритетны, все производство основывается на стандартах и правилах безопасного труда, но для меня важно, чтобы каждый работник понимал свою ответственность за каждое действие на рабочем месте.
Еще одна значимая для меня цель - внедрить новую политику управления персоналом, основанную на принципах транспарентности, меритократии и качества, чтобы дать возможность развития перспективным работникам технических специальностей. Должна быть ротация кадров, при которой руководители среднего звена работают на одном месте не более 3-4 лет, что обеспечит их взаимозаменяемость и даст возможность карьерного роста. Эту работу мы уже начали и будем продолжать.
Если говорить о производственных и технологических планах, то одним из крупнейших инвестиционных проектов КТО является дальнейшее развитие системы магистральных нефтепроводов «Казахстан-Китай». Его реализация началась в 2000-х годах, реализация осуществлялась поэтапно. В рамках первого этапа был построен и введен в эксплуатацию в 2006 году нефтепровод «Атасу – Алашанькоу» (ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод») протяженностью свыше 960 километров. В 2009 году - нефтепровод «Кенкияк-Кумколь» (ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод»), как части экспортной системы Казахстан-Китай.
Сегодня реализуется вторая очередь второго этапа строительства нефтепровода «Казахстан-Китай» с целью увеличения его производительности до 20 млн тонн нефти в год. Проект направлен на диверсификацию направлений поставки нефти на экспорт, а также создание возможности обеспечения нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан отечественным сырьем.
В 2018 году АО СЗТК «МунайТас» планируется начать реализацию проекта реверса нефтепровода Кенкияк-Атырау. Цель проекта реверса - обеспечение перекачки нефти по участку нефтепровода «Кенкияк-Атырау» в направлении от нефтеперекачивающей станции им. Н. Шманова до главной нефтеперекачивающей станции «Кенкияк» в реверсном режиме с увеличением производительности до 6 млн. тонн в год. Это обеспечит поставки западно-казахстанской нефти по нефтепроводу «Казахстан-Китай» в целях загрузки Павлодарского и Шымкентского нефтеперерабатывающих заводов, а также экспорт в Китай.
В 2017 году завершена разработка проектно-сметной документации проекта реверса, и в настоящий момент проект находится на стадии комплексной вневедомственной экспертизы в РГП «Госэкспертиза» Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан. Заключение государственной экспертизы планируется получить до конца 1 квартала 2018 года.
Проект будет реализован компанией АО «СЗТК «МунайТас» после принятия соответствующих решений акционеров о старте проекта. Также в 2018 году планируется завершить вторую очередь реконструкции ГНПС «Кенкияк», тем самым выполнив принятые обязательства по договоренностям с китайскими партнерами в полном объеме.
Таким образом, за 20 лет КазТрансОйл стал маркой, брендом, который надо сохранять и укреплять. Многое сделано. Нужно перевернуть страницу и начать новый этап. С новым Казахстаном, недавно отметившим четвертьвековой юбилей.
Интервью провел Олег Червинский