Итоги года
Итоги 2017 года: нефть, газ и экология
В Министерстве энергетики Республики Казахстан состоялось расширенное заседание коллегии, на котором были подведены итоги работы энергетической отрасли страны в 2017 году. Petroleumпубликует изложение отчетного доклада министра Каната Бозумбаева.

Нефтяная отрасль
В 2017 году в Казахстане было добыто 86,2 млн тонн нефти, при этом рост к уровню 2016 года составил 10,5% (78 млн тонн – показатель предыдущего года). Наибольший объем добычи достигнут в Атырауской и Мангистауской областях. План добычи в целом по стране в 2018 году составляет 87 млн тонн.
Основной прирост добычи в 2017 году связан со стабильным ростом на месторождении Кашаган (8,2 млн т), а также за счет роста на Тенгизе (28,7 млн т) и Карачаганаке (12,5 млн т). В 2018 году основной прирост ожидается за счет Кашагана, где, как планируется, будет добыто 11 млн тонн нефти.
При этом ожидается снижение добычи на месторождениях Кызылординской и Актюбинской групп, обусловленное поздней стадией разработки и естественным истощением данных месторождений.
Объем экспорта нефти в 2017 году составил 69,8 млн тонн, рост к 2016 году – 12,4%.
Средняя цена на нефть марки Brent в 2016 году составляла 45, в 2017 – около 54 долларов США за баррель. Прогноз на 2018 год – порядка 55-60 долларов за баррель.
30 ноября 2017 года на совещании ОПЕК+ участники согласились продлить ограничение добычи нефти до конца 2018 года.
Одним из ключевых событий 2017 года стало завершение Проекта расширения мощностей трубопроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума до 52 млн тонн нефти на казахстанском участке. В 2017 году по нефтепроводу КТК транспортировано 49,6 млн тонн. В целом, технические возможности страны позволяют экспортировать сегодня 100 млн тонн сырой нефти в год.
Объем переработки нефти составил 14,9 млн тонн нефти, показав рост на 2,9% к 2016 году. Ключевым событием 2017 года стало завершение проектов реконструкции и модернизации двух нефтеперерабатывающих заводов (Павлодарского и Атырауского). В 2018 году планируется завершение модернизации Шымкентского нефтеперерабатывающего завода.
Объем переработки нефти в 2018 году увеличится на 1,1 млн тонн и составит 16 млн тонн. После ввода в эксплуатацию и выхода на проектную мощность модернизированных НПЗ, как ожидается, во втором полугодии 2018 года:
- внутренний рынок страны будет обеспечен отечественными нефтепродуктами, исключена импортозависимость по бензину, дизтопливу и авиакеросину (после сертификации);
- глубина переработки увеличится в среднем с 63% до 83%;
- будет выпускаться продукция экологических классов К4, К5;
- появится возможность экспорта ГСМ.
Обеспеченность внутреннего рынка отечественным ГСМ в целом по году составит: по бензину до 90% (в 2017 году – 73,8%), дизельному топливу – 90% (2017 г. – 86%), авиакеросину – 70% (2017 г. – 50%), мазутом – 100% (2017 г. – 100%).
Международное рейтинговое агентство Global Petroleum Prices ежемесячно составляет рейтинг стран с самыми низкими ценами на ГСМ. Для анализа используются цены на высокооктановый бензин Аи-95 и дизельного топлива. В рейтинге использованы данные 167 стран мира. Данные агентства используются Международным валютным фондом, а также в отчетах ведущих аналитических агентств, таких как Barclays, McKinsey, Bloomberg.
По бензину в рейтинге от 19 февраля 2018 года, Казахстан занимает 15-е место среди стран с самым дешевым бензином ($0,56/литр). Средняя цена бензина по миру – $1,15/литр. Страной с самой низкой ценой на автомобильный бензин (1-е место) является Венесуэла ($0,01/литр). Страна с самым дорогим автомобильным бензином (167-е место) – Исландия ($2,10/литр).
По дизтопливу Казахстан занимает 14-е место ($0,50/литр). Средняя цена дизельного топлива по миру составляет $1,04/литр. Страной с самой низкой ценой на дизтопливо (1-е место) также является Венесуэла ($0,009/литр), а с самым дорогим (167-е место) – Исландия ($2,02/литр).
Если же сравнивать со странами СНГ, то дешевле, чем в Казахстане, бензин только в Туркменистане ($0,43/литр), а дизтопливо в Азербайджане ($0,35/литр) и Туркменистане ($0,38$/литр).
По поручению главы государства прорабатывается вопрос строительства 4-го НПЗ. Проведенный анализ показывает, что с учетом прогнозируемого роста потребления, образуется дефицит автобензинов между 2021-23 годами, дизельного топлива – к 2023 году и авиакеросина – после 2026 года. ПредТЭО четвертого завода будет разработано нацкомпанией «КазМунайГаз» до 2-го полугодия 2018 года под руководством министерства. Во 2-м полугодии будут приняты решения о возможном строительстве, месте дислокации и мощности НПЗ.