Эксклюзив
«Шеврон» и Казахстан: 25 лет стратегического партнерства
«Шеврон» встречает 25-летний юбилей деятельности в Казахстане новым стратегическим проектом
Нынешний год – юбилейный для «Шеврона» в Казахстане: прошло ровно 25 лет с подписания соглашения о создании совместного предприятия «Тенгизшевройл», долгие годы остающегося крупнейшей частной нефтегазовой компанией страны. «Petroleum» подводит итоги четвертьвекового присутствия корпорации в Казахстане вместе с главой Евразийского подразделения «Шеврон» Тимом Миллером.
Взгляд господина Миллера интересен еще и тем, что этот топ-менеджер «Шеврон» хорошо знаком с Казахстаном – на протяжении пяти лет (2010-2015 годы) он занимал позицию главы «Тенгизшевройла» и глубоко знаком с казахстанской спецификой. В эксклюзивном интервью «Petroleum» Тим Миллер дал оценку эффективности казахстанских активов «Шеврон» и рассказал, почему корпорация решила инвестировать в один из крупнейших за всю свою историю в РК проектов в самый разгар кризиса нефтяных цен.
– Тим, четверть века назад компания «Шеврон» первой из крупных международных корпораций пришла в Казахстан, заключив контракт о создании совместного предприятия для разработки месторождения Тенгиз. Сегодня, по прошествии этих лет, как вы оцениваете место Тенгиза в портфеле глобальных проектов «Шеврон»?
– Действительно, историческое соглашение о создании совместного предприятия по разработке Тенгиза – «Тенгизшевройл» (ТШО) – в апреле 1993 года подписали президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и бывший в то время президентом корпорации «Шеврон» Кеннет Дёрр. В этом году мы празднуем 25-летие нашего успешного партерства с Республикой Казахстан.
Это событие можно назвать знаменательным не только в истории «Шеврона», но и в истории независимого Казахстана. Напомню, что впоследствии президент Назарбаев назвал его «контрактом века», учитывая важность для Казахстана. В апреле 1993 года этой молодой постсоветской независимой республике не было и двух лет, экономика преодолевала трансформацию, страна только готовилась заявить о себе, как о крупном нефтеэкспортере – уровень добычи по итогам 1992 года не превышал 26 миллионов тонн. Мы росли и развивались вместе с независимой республикой, внося большой вклад в ее экономический рост, в благосостояние граждан Казахстана.
Годы успешного партнерства показали, что мы сыграли немаловажную роль в становлении страны в качестве глобального энергетического лидера. Мы владеем 50 процентами в ТШО и уже добыли более 3 миллиардов баррелей нефти и вложили более 125 миллиардов долларов в экономику Казахстана.
Если мы говорим о роли Тенгиза в портфеле корпорации, то проект часто называют бриллиантом в короне «Шеврон», и это не просто яркая метафора. Тенгиз – это очень крупное, но и достаточно сложное для разработки действующее месторождение с годовым объемом добычи в 2017 г. порядка 229 миллионов баррелей нефти, что может обеспечить потребности целой страны.
Мы очень ценим этот актив и заинтересованы в его эффективном развитии, так же, как и в устойчивом развитии Казахстана и непосредственно региона наших работ – Атырауской области.
– «Тенгизшевройл» является крупнейшим частным производителем нефти в Казахстане. Какие выгоды, на ваш взгляд, получил Казахстан от 25-летнего сотрудничества с корпорацией «Шеврон»?
– Первое, что я хотел бы отметить – наше партнерство строится на доверии и взаимовыгодных отношениях. В Казахстане мы достигли этого, благодаря сотрудничеству с правительством, обществом, поставщиками и партнерами. Одним из главных приоритетов для компании является достижение высоких результатов, забота о людях и окружающей среде. Бизнес корпорации строится на основе доверия и высокой деловой этики.
Хочу особо подчеркнуть, что благодаря мудрой и дальновидной политике президента Назарбаева, в стране была создана бизнес-среда, которая позволила таким компаниям, как «Тенгизшевройл», расти и реализовывать важные проекты для повышения благосостояния казахстанцев.
За годы сотрудничества мы смогли привнести и внедрить новейшие технологии на месторождении, на постоянной основе проводим обучение местных работников, увеличиваем количество рабочих мест. Все это, конечно же, приносит пользу Казахстану в целом.
Я уже отмечал наши высокие производственные показатели и прямые финансовые выплаты ТШО Казахстану, которые составили более 125 миллиардов долларов. Это стало возможным, благодаря партнерству. Но более важным является развитие местного потенциала. Все эти годы мы активно развивали местное содержание, создали тысячи рабочих мест для казахстанцев и подготовили специалистов мирового уровня для отечественной нефтегазовой отрасли. Количество местных сотрудников ТШО выросло с 50% в 1993 г. до 83% сегодня. Только товаров и услуг казахстанских поставщиков «Тенгизшевройл» закупил на 24 миллиарда долларов, а только в прошлом году – на 2,5 миллиарда. Кроме того, мы улучшали жизнь жителей региона, инвестируя в социальных сферу.
Сегодня ТШО добывает одну-треть казахстанской нефти, и здесь мы подходим последовательно, также, как в вопросе подготовки кадров, что означает, что двое из трех наших руководителей в ТШО - граждане Казахстана. Мы двигаем местных сотрудников на все более ответственные позиции: уже 156 казахстанских специалистов заменили иностранных работников на ключевых руководящих, ответственных и ключевых технических должностях. Кроме того, мы готовим кадры для отрасли, мы задаем стандарты для сервисных индустрий, мы стимулируем диверсификацию национальной экономики. Я думаю, что все вышеперечисленные показатели еще раз подчеркивают эффективный и взаимовыгодный характер партнерства Казахстана и компании «Шеврон».
– В июле 2016 года «Шеврон» и партнеры по совместному предприятию объявили о принятии окончательного решения о финансировании Проекта будущего расширения (ПБР) и Проекта управления устьевым давлением (ПУУД) на месторождении Тенгиз. Какие результаты ожидаете вы от реализации этого проекта? На какой стадии он находится сегодня?
– По состоянию на сегодняшний день мы с партнерами по ТШО уже приступили к реализации ПБР-ПУУД. Цель ПБР – обеспечить обратную закачку газа, похожий проект мы с успехом реализовали на Тенгизе в 2008 году. ПУУД же обеспечит полную загрузку перерабатывающих мощностей действующих на Тенгизе заводов путем снижения устьевого давления фонтанирующих скважин и повышения давления на входе шести действующих комплексных технологических линий. Оба проекта, реализуемые одновременно, должны увеличить добычу на месторождении примерно на 12 миллионов тонн, или 260 тысяч баррелей в сутки. Это позволит «Тенгизшевройлу» довести общую добычу до 39 миллионов тонн в год, или 850 тысяч баррелей в сутки.
Мы ожидаем, что этот проект окажется максимально полезным для нас и наших казахстанских партнеров. В рамках проекта уже трудится около 30 тысяч местных рабочих и инженеров, 9 из 10 специалистов, занятых на строительстве ПБР-ПУУД – казахстанцы. Уровень казахстанского содержания в проекте ожидается относительно высоким, ведь ТШО привлек к участию около 2000 казахстанских компаний.
На Тенгизе осуществляется строительство инфраструктуры и производственных объектов: завершено строительство всех вахтовых поселков для строительного персонала; завершено строительство морского канала в рамках Маршрута транспортировки грузов (МаТраГ).
–Вы начали реализацию капиталоемкого проекта ПБР-ПУУД, когда цены на нефть находились на одном из многолетних минимумов, и это выглядело как очень отважный шаг. Чем руководствовалась компания?
– В первую очередь – своей стратегией. Мы эксперты в вопросах добычи энергоносителей, а если вы работаете с энергией, то вы должны понимать, что это долгосрочный бизнес. Мы предвидим цикличность энергорынков и фокусируемся на эффективности и конкурентоспособности.
Кроме того, последние четверть века в Казахстане – это история десятков тысяч нынешних и бывших работников Тенгиза, которые создавали и продолжают укреплять успех ТШО. Их преданность и вклад вдохновляют нас на новые достижения и дают уверенность в своих инвестициях в ПБР-ПУУД и в будущем расширении Тенгиза.
– Помимо Тенгиза, «Шеврон» участвует и в других крупных проектах в Казахстане? Как вы оцениваете их развитие?
– В Казахстане мы также являемся партнерами в консорциуме «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» (КПО), в котором владеем 18 процентами, но не являемся оператором проекта на Карачаганке. Я бы охарактеризовал развитие этого проекта как позитивное и устойчивое. На сегодняшний день КПО является крупнейшим предприятием по добыче газа в Казахстане. Компания признана лидером в области охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды. В 2017 году КПО, как и ТШО, достиг рекордного уровня производства – 146 миллионов баррелей в нефтяном эквиваленте стабилизированных и нестабилизированных жидких углеводородов, сырого газа и топливного газа.
Такие высокие показатели – результат значительных инвестиций. К концу 2017 года в освоение Карачаганакского месторождения было вложено уже более 23 миллиардов долларов. При этом сумма прямых выплат в бюджет Казахстана превысила 15 миллиардов.
Еще один актив «Шеврон» – 15-процентная доля в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК). Этот нефтепровод протяженностью в 1511 километров я бы назвал одной из главных углеводородных артерий Евразии: по нему большая часть экспортируемой казахстанской нефти доставляется в порты Черного моря, а оттуда отгружается потребителям по всему миру. В минувшем году «Шеврон» совместно с партнерами по КТК завершили расширение нефтепровода до 64 миллионов тонн в год, и мне приятно подчеркнуть, что и КТК завершил минувший год рекордными показателями, транспортировав 55 миллионов тонн нефти. Благодаря расширению КТК, ТШО получает дополнительные транспортные мощности для отгрузки на экспорт.
Общая оценка развития активов «Шеврон» в Казахстане такова: это эффективные проекты, где выполняются сложные производственные задачи, ориентированные на долгосрочное развитие компании; это проекты, где работают одни из самых квалифицированных специалистов отрасли; и это проекты, стратегические для экономики Республики Казахстан, служащие развитию страны, умножающие благосостояние ее граждан.
–Вы постоянно отмечаете, что проекты «Шеврон» сложные. Но сложные проекты – это и большой риск. Какие механизмы позволяют реализовывать сложные проекты, максимизируя позитивный эффект?
– Я бы выделил три ключевых фактора. Все начинается со строгой и последовательной реализации стандартов безопасности труда. Это основа основ. Наша цель – достичь нулевого показателя по несчастным случаям и смертности. Второй фактор – это финансовая дисциплина, под которой я подразумеваю эффективное планирование и управление бюджетом. Если «Шеврон» берет обязательства по проекту, то он стремится завершать в срок и в рамках бюджета. Ну, и третий момент – это приверженность ключевой ценности компании – быть лучшим партнером, которого выбирают. Стремление сосредотачиваться на достижении результатов верным образом и выходить победителем в любых обстоятельствах означает, что мы готовы выполнять и улучшать свои обязательства, независимо от того, касается это добычи, бурения или стоимости и сроков проекта и достижение результатов самым эффективным и экономичным способом.
.
– «Шеврон» показывает другим добывающим компаниям пример успешной диверсификации деятельности в стране пребывания. Атырауский завод полиэтиленовых труб, построенный компанией, является пионером в производстве полиэтиленовых труб в Казахстане. В 2013 году «Шеврон» начал производство задвижек, которые используются в области водоснабжения, канализации и систем транспортировки природного газа. В каком направлении продолжится диверсификация?
– «Шеврон» гордится тем, что является технологическим лидером своей отрасли, и мы всесторонне поддерживаем стремление Казахстана диверсифицировать национальную экономику. Действительно, пионером был Атырауский завод полиэтиленовых труб, который мы запустили в 2003 году, и у этого предприятия в этом году тоже юбилей – 15 лет. Восемь производственных линий завода способны производить 17000 тонн полиэтиленовых труб в год. Сейчас на предприятии выпускаются металлопластиковые и термопластиковые трубы для систем теплоснабжения и горячего водоснабжения. Второй атырауский завод – трубопроводных задвижек общей мощностью 30000 задвижек в год– был открыт пять лет назад с целью снизить импортозависимость экономики страны по этой весьма востребованной продукции.
На обоих предприятиях работают казахстанцы, и мы рады вкладываться в их профессиональное развитие и в технологическое развитие предприятий, имеющих высокий экспортный потенциал. Также ТШО создал первую в Казахстане Морскую академию, которая за неполные три года работы уже подготовила два выпуска отечественных инженеров-судомехаников и судоводителей, которые, как мы надеемся, станут надежной опорой молодого казахстанского флота.
Вторая часть нашей работы по диверсификации экономики страны – это взаимодействие с поставщиками. Мы стимулируем их развитие, обеспечивая заказами по отдельным видам традиционно импортируемой продукции, сообщаем им высокие стандарты производства и сервиса.
– «Шеврон» активно инвестирует не только в производство, но и в человеческий капитал, в гуманитарные проекты, в образование и культуру. Почему это важно для корпорации? Какой объем средств «Шеврон» инвестировал в социальную сферу Казахстана?
– Наша основная деятельность в Казахстане – добыча углеводородов. Это стратегическая отрасль в масштабах всей экономики. При этом мы отдаем себе отчет, что долгосрочная цель Казахстана связана с построением экономики знаний, а для этого необходимы инвестиции в развитие человеческого капитала, гражданского общества, культуру, условия жизни населения. Совместно с местными и центральными властями, общественностью, неправительственными организациями и другими партнерами за 25 лет мы воплотили в жизнь множество образовательных программ, в том числе программ переобучения, охраны здоровья, сохранения культурного наследия казахского народа. Это, как и помощь социально уязвимым слоям населения – предмет нашей систематической деятельности.
Общие инвестиции и другие выплаты в социальную сферу с 1993 года превысили 1 миллиард долларов. Одной из наиболее показательных инициатив стала наша совместная с акиматом Атырауской области социально-инфраструктурная программа «Игилик»: мы строили школы, детские сады и другие социальные объекты по всей области – всего 110 объектов, в которых теперь работает более 1000 учителей и врачей.
– Почему, по Вашему мнению, «Шеврон» добился таких впечатляющих успехов в Казахстане?
– Сегодня, как никогда, действительно успешные проекты основываются на взаимном доверии, понимании и сотрудничестве, в которых участники работают с целью создания ценностей совместно и слаженно. Вторым слагаемым успеха является то, что «Шеврон» мыслит стратегически и избирает тщательно продуманный и долгосрочный подход к управлению Тенгизским месторождением. Знание и опыт «Шеврон» в разработке месторождений с использованием технологии закачки сернистого газа позволяет продлить срок эксплуатации и продуктивности Тенгизского месторождения.
Наши инвестиции в развитие месторождения указывают на большой потенциал страны и нашу уверенность в ее стабильности, ее позитивном инвестиционном климате, и, что самое важное, в наши хорошие деловые отношения с народом Казахстана.