Пресс-релизы
Сарапшылар: креативті экономика туралы не білуіңіз керек. COVID-19 пандемиясының әсері және жастарға арналған мүмкіншіліктерЭксперты: что нужно знать о креативной экономике. О влиянии пандемии COVID-19 и перспективах для молодежи
7-ші қыркүйек, 2020 жыл — Атырауда Jaspace қоғамдық креативті - шығармашылық кеңістігін ашу аясында "Креативті экономика - контексттен тыс табыс" тақырыбында дөңгелек үстел өтті. COVID-19 байланысты шектеулерге байланысты ресми ашылу AYDI (Atyrau Youth Development Initiative – Атырау қаласының жастарын дамыту бастамасы) YouTube арнасында онлайн форматында өтті. Жобаның бастамашысы және басты серіктесі "Шеврон" компаниясы болды.
Спикерлер ретінде The Village Қазақстан және Masa Media жобаларының негізін қалаушы Айсана Әшім, кәсіпкер және бизнес жаттықтырушы Ғани Абадан, PR-маманы, подкастер және блогер Марина Шарипова және "I-SEED" атты әлеуметтік кәсіпкерлік жобасының менторы Күнжамиля Сахайн қатысты. Олар креативті экономиканың жай-күйі мен даму перспективалары туралы өз пікірлерімен бөлісті
Қазақстанда креативті экономика әлі де болса даму сатысында, алайда үлкен әлеуетке ие. Отандық жас музыканттар, IT-мамандары, креативті экономика өкілдері сұранысқа ие және халықаралық деңгейде танымал. ЮНЕСКО-ның есебіне сәйкес, бұл сала жыл сайын әлемдік ЖІӨ-ге 3% (2 250 миллиард доллар) үлес қосады және 29,5 миллион жұмыс орнын қамтамасыз етеді.
Креативті экономика адами ресурстар мен таланттарға, инновацияларға және стандарттан тыс тәсілдерге негізделген. Мұнда бизнес адамның қарым-қатынастарына және шығармашылыққа негізделген идея. Ал стандартты экономика болса, өндіріс пен өнеркәсіпке тәуелді.
Коронавирустық пандемия жағдайы көрсеткендей, проблемаларын шешу барысында шаблоннан тыс ойлауды қолданатындар және өзгермелі жағдайларға тез бейімделетіндер төзімділік көрсетті. "Өзгерістерді адам факторы басым бизнес форматына енгізу оңайырақ болды. Креативті экономиканың автоматтандырылған өнеркәсіп немесе күрделі өндіріске қарағанда артықшылығы айқын. Адамдар жақсы бейімделеді және креативті экономика өкілдері тез күшін жинап, онлайн режимінде жұмыс атқара алды", - деді Ғани Абадан.
Әлемдік тәжірибе туралы айтатын болсақ, startups.co.uk порталға сәйкес 2019 жылмен салыстырғанда онлайн бизнес саны 60% - ға өсті. Сонымен қатар, Ұлыбританияда креативті саланың елдің ЖІӨ-ге қосқан үлесі әлем бойынша ең жоғары болып, 7% - ды құрады. Қазақстанда біз электрондық коммерция секторындағы өсімді, азық-түлік пен тағам жеткізуге сұраныстың артуын және жаңа кәсіптердің іске қосылуын көрдік.
"Дағдарыс кезінде жаңа жобаларды іске қосу көптеген адамдар үшін қарсы-интуитивті болып көрінуі мүмкін", - деді Айсана Әшім. "Дегенмен, пандемия кезінде біз жаңа медиа жобаны іске қостық."Медиа стартап инвесторлар үшін тартымды болуы үшін өзінің бірегей мақсатты аудиториясын нақты анықтап, белгілі бір тауашаны таңдап, "tone of voice" - өзіндік айрықша дауыс-үнін қалыптастыру қажет. Қазақстандық медиа нарықта өңірлік жобаларды, сондай-ақ микро- немесе шағын және орта бизнеске арналған мамандандырылған БАҚ-жобасын бастауға орын жеткілікті.
"Бизнесті нақты мақсатпен және құмарлықпен бастау керек. Бұл жағдайда болашақ кәсіпкердің жасы жобаның сәттілігіне әсер етпейді. Жақында 16 жастағы қазақстандық оқушылар беделді мектептер мен университеттердің тегін сабақтарын жинаған сайтты іске қосты", - деп Күнжамиля Сахайн пікір бөлісті.
Jaspace кеңістігі "Шеврон" компаниясының “Атырау жастарын дамыту бастамасы (AYDI)” жобасының бір бөлігі болып табылады. Бұл бастама жастарды экономикаға бейім және әлеуметтік тұрғыдан белсенді етуге, әрі Атырау қаласын ашық, инклюзивті және тең құқықты қала ретінде дамытуға бағытталған. AYDI жобасын Атырау облысы әкімдігімен серіктестікте British Council, Impact Hub Almaty және Urban Forum Kazakhstan құрған коалиция әзірлеп, басқарады.
7 сентября, 2020 — круглый стол на тему “Креативная экономика - успех вне контекста” прошел в Атырау в рамках открытия общественного креативно-творческого пространства Jaspace. В связи с ограничениями, связанными с COVID-19, официальное открытие состоялось в онлайн формате на YouTube канале AYDI (Atyrau Youth Development Initiative – Инициатива развития молодежи г. Атырау). Инициатором и главным партнером проекта стала компания “Шеврон”.
Своим мнением о состоянии и перспективах развития креативной экономики поделились спикеры - Айсана Ашим, основатель медиа порталов The Village Казахстан и Masa Media, Гани Абадан, предприниматель и бизнес тренер, Марина Шарипова, PR-специалист, подкастер и блогер и Кунжамиля Сахайн, ментор проекта по социальному предпринимательству “I-SEED”.
В Казахстане креативная экономика находится на стадии развития и имеет большой потенциал. Молодые отечественные музыканты, айтишники, художники - представители креативной экономики - востребованы и получают международное признание. Согласно отчету ЮНЕСКО, данная отрасль вносит 3% в мировой ВВП (2 250 миллиардов долларов) ежегодно и сгенерировала 29,5 миллионов рабочих мест.
Креативная экономика основана на человеческих ресурсах и талантах, инновациях и нестандартных подходах. Здесь бизнес делается за счет идеи и творчества, основываясь на человеческих взаимодействиях. В то время как стандартная экономика базируется на производстве и промышленности.
Как показала ситуация с пандемией коронавируса, выживают те, кто применяет нестандартное мышление для решения проблем и быстро адаптируются в переменчивых условиях. “Изменения же легче внедрять в формат бизнеса, где человеческий фактор присутствует больше всего, нежели в автоматизированной промышленности или при сложном производстве. Люди хорошо приспосабливаются, и представители креативной экономики смогли быстрее перестроиться и перейти в онлайн” - отметил Гани Абадан.
Если говорить о мировом опыте, то согласно порталу startups.co.uk на 60% выросло количество запусков онлайн бизнеса по сравнению с 2019 годом. Более того, именно в Великобритании вклад креативной отрасли в ВВП страны считается наиболее высоким показателем по миру и составляет 7%. В Казахстане мы увидели рост в секторе электронной коммерции, запуск и увеличение спроса на доставку продуктов и еды.
“Запуск проектов в период кризиса для многих может показаться контр-интуитивным” - сказала Айсана Ашим. “Тем не менее, именно в период пандемии мы запустили новый медиа проект Masa Media.” Чтобы медиа стартап был привлекателен для инвесторов, необходимо четко определить свою уникальную целевую аудиторию, выбрать определенную нишу и сформировать “tone of voice” - тон голоса. В казахстанском медиа рынке свободна ниша для запуска региональных проектов, а также специализированного СМИ для микро- или малого и среднего бизнеса.
“В бизнес нужно идти с четкой целью и страстью. При этом возраст никак не влияет на то будет ли успешен проект или нет. Недавно 16-летние казахстанские школьники запустили сайт, где собрали бесплатные уроки престижных школ и университетов” - в ходе обсуждения поделилась мнением Кунжамиля Сахайн.
Для успешного запуска проекта в креативной экономике, начинающим предпринимателям необходимо изучить финансовую грамотность, определить площадку для продвижения своей услуги или продукта, а также сформировать уникальное торговое предложение.
“Успех может прийти не всегда сразу, поэтому запуская проект, важно не перегореть. Важную роль в достижении целей и привлечении целевой аудитории играет личный бренд. Поэтому вне зависимости от проекта, начинайте работать над своим брендом уже сейчас,” - посоветовала Марина Шарипова.
Пространство Jaspace является частью проекта Инициативы развития молодёжи Атырау (AYDI) компании “Шеврон”. Инициатива направлена на развитие Атырау как открытого, инклюзивного и равноправного города, где молодежь экономически продуктивна и социально активна. Проект AYDI разработан и ведется коалицией British Council, Impact Hub Almaty и Urban Forum Kazakhstan в партнерстве с акиматом Атырауской области.