Проекты
НазадКашаган на финишной прямой
Олег ЧервинскийСеверо-Каспийский проект стал нынешней осенью главным ньюсмейкером в нефтегазовой отрасли. Одной из основных интриг проходившего в начале октября в Астане Форума KAZENERGY был вопрос – начнется ли в следующем году добыча на проекте №1 для Казахстана – гигантском месторождении Кашаган, открытом 12 лет назад на Каспийском шельфе.
Именно этот вопрос задавался практически на всех пресс-конференциях в дни работы форума, звучал в кулуарах пленарных заседаний. Руководство компании-оператора NCOC, принимавшее участие в качестве делегатов конференции, подтвердило: добыча начнется в соответствии с графиком, в первой половине следующего года, а председатель Ассоциации KAZENERGY, человек, несомненно, информированный и авторитетный в нефтянке, Тимур Кулибаев, так высказался и вообще категорично, заявив журналистам в первый день, что добыча на Кашаганском месторождении начнется в марте 2013 года.
Спустя месяц на Кашаган прибыл новый казахстанский премьер Серик Ахметов, решивший своими глазами посмотреть, что происходит на месторождении. Принимавший высокого гостя управляющий директор NCOC Пьер Оффан в присутствии журналистов заявил, что первая добыча нефти на месторождении начнется через несколько месяцев.
Поводы для сомнений у специалистов, несомненно, были: за 12 лет сроки начала промышленной разработки месторождения переносились, по согласованию с правительством Казахстана, трижды. Больше никаких переносов не будет! Дабы подтвердить это, компания NCOC дала возможность группе отечественных и зарубежных журналистов своими глазами посмотреть и убедиться, что работы в рамках Этапа 1 Кашагана почти завершены. Добраться до места будущей добычи из Атырау можно двумя путями. Первый, наиболее быстрый – вертолетом. И через 40 минут винтокрылая машина приземлится в сердце месторождения – на острове Д. Но мы легких путей не ищем. И отправляемся на морском судне, предназначенном для перевозки вахтовиков.
директора по внешним связям НКОК,
рассказывает журналистам о ста-
тусе проекта
Как и на большинстве нефтегазовых проектов, график работы здесь специфический: 28 дней на рабочем месте по 12 часов в день без праздников и выходных, потом на 28 дней тебя сменяет сменщик. Условия работы достаточно сложные: перепад температур на стройплощадке составляет от минус 40 зимой до плюс 40 летом. В зимнее время работы на открытом воздухе ведутся не более часа, потом столько же работник отогревается в тепле. Затем снова – на рабочее место.
В капитанской рубке нашего катамарана замечаем азербайджанский флаг. Оказывается, и судно, и капитан – из соседней страны. У них опыта в морской нефтедобыче поболе, еще в советские времена Азербайджан качал нефть с шельфа. У нас же пока нет не только истории морской нефтедобычи, но и элементарно не хватает судов. Но это дело наживное – уверен капитан. И мы с ним соглашаемся.
Через три часа уверенного хода по бескрайнему Каспию прямо по курсу перед нами посреди водной глади возникает остров. Вроде бы ничего особенного, если не знать, что он построен человеческими руками. Сначала в морское дно по контуру будущего острова забили плотным строем, одна к одной, массивные сваи. Все пространство между ними заполнила каменная порода, причем, по словам менеджеров NCOC, каждый камень лег в точно предназначенное ему место с помощью системы GPS.
Камень был засыпан сверху песком, затем уложена специальная герметичная мембрана из геотекстильного материала, которая исключает попадание любой жидкости, даже дождевой воды, в море. Ну и наконец, сверху остров закрыт бетонной подушкой, на которой монтировалось оборудование. Таких островов на Каспии было построено пять: основной, играющий роль хаба, остров Д, остров А, с которого будет вестись добыча и так называемые центры компримирования (так называется технология промышленной обработки и подготовки газа) EPC 2, EPC 3 и EPC 4.
Чтобы понять масштаб работ, можно привести такое сравнение: если все забитые в морское дно сваи положить по прямой линии, то длина ее составит 600 км, это аккурат расстояние между Лондоном и Парижем. Общая площадь уложенной мембраны составит 700 полноценных футбольных полей. А из бетона, залитого на все острова, можно было отлить 167 нью-йоркских статуй Свободы.
Знакомство с проектом мы решили начать с острова А. Именно на нем со следующего года начнется нефтедобыча. Для этого на острове пробурены и завершены 20скважин. «Сегодня работы на Этапе 1 завершены на 92%, – сказал менеджер проекта по объектам морского комплекса компании «Agip KCO» Жанкарло Руи. – После этого объекты острова будут передаваться производственной организации».