Эксклюзив
Чёрная кровь Казахстана. Эпоха Назарбаева
Чёрная кровь Казахстана. Эпоха Назарбаева
В книжные магазины сети «Меломан» поступила новая книга известного казахстанского журналиста, аналитика нефтегазовой отрасли, издателя журнала Petroleum Олега Червинского «Чёрная кровь Казахстана. Эпоха Назарбаева». Это второе, дополненное и расширенное издание книги «Чёрная кровь Казахстана. Нефтяная история Независимости», вышедшей в 2017 году. Нынешняя охватывает период с провозглашения государственного суверенитета Республики до марта 2019 года, когда первый президент страны Нурсултан Назарбаев объявил о своей отставке. Petroleum публикует отрывки из новой книги, которую можно приобрести в магазинах «Меломан», а также в редакции журнала.
Год 2001. «Демократический выбор» не пустили на шельф
Отечественный бизнес за 10 лет независимости уверенно встал на ноги. В стране вокруг крупнейших банков и стоящих за ними персон сформировались финансово-промышленные конгломераты, которым уже тесно в таких нишах, как продажа японских автомобилей или импорт сахара.
Об этом они открыто говорят на своей встрече с главой государства, которая проходит в начале июля. Во встрече участвуют владельцы и топ-менеджеры крупнейших казахстанских компаний и банков: Нуржан Субханбердин (Казкоммерцбанк), Ержан Татишев (БТА Банк), Бахытбек Байсеитов (Банк Центркредит), Мухтар Аблязов (Астана холдинг), Раимбек Баталов (компания «Раимбек») и другие.
Назарбаев раздражен, это отмечают все участники встречи. Он обрушивается на бизнесменов с упреками в отсутствии патриотизма, в уклонении от уплаты налогов, выводе капитала за рубеж и покупке там на казахские деньги объектов недвижимости и предметов роскоши. «Я могу любого из вас за руку отвести в суд», – резюмирует глава государства. Но тем не менее дает поручение создать Совет казахстанских инвесторов, аналогичный уже имеющемуся Совету иностранных инвесторов.
Нуржан Субханбердин, Мухтар Аблязов и Нурлан Балгимбаев направляют на имя главы государства подписанное всеми тремя письмо, в котором просят допустить консорциум отечественных капиталистов во главе с «Казахойлом» на многообещающий Каспийский шельф, пахнущий после открытия Кашагана не просто большими, а огромными деньгами.
Акционеры Казкоммерцбанка, БТА Банка и «Альянс Банка» учреждают для геологоразведочных работ на суше совместную частную нефтяную компанию «Меридиан Петролеум», приглашая возглавить её опытного нефтяника и геолога, бывшего руководителя «Казахстанкаспийшельфа» и «Казахойла» Балтабека Куандыкова.
Однако осенью происходят события, вызывающие тектонические сдвиги и в политике, и в экономике. В сентябре в еженедельнике «Панорама» аким Павлодарской области Галымжан Жакиянов публикует статью под заголовком «Время делать выбор», в которой критикует сложившуюся в стране политическую систему и заявляет о необходимости выборности акимов. А в ноябре группа политиков, чиновников и бизнесменов объявляет о создании движения «Демократический выбор Казахстана» (ДВК). Первую пресс-конференцию, на которой объявляется о его создании, проводят аким Павлодарской области Галымжан Жакиянов, вице-премьер правительства Ураз Джандосов, бизнесмен Мухтар Аблязов и депутат мажилиса парламента Толен Тохтасынов. К ним присоединяются председатель Агентства по регулированию деятельности естественных монополий Берик Имашев, заместитель министра обороны Жаннат Ертлесова, заместитель секретаря Совета безопасности Госман Амрин, замминистра финансов Ерболат Досаев, президент ЗАО «Продовольственная контрактная корпорация» Нурлан Смагулов, председатель правления АО «Банк ТуранАлем» Ержан Татишев и другие.
Помимо политических реформ, у бунтовщиков есть еще одно конкретное требование – убрать из власти старшего зятя президента, мужа его дочери Дариги, генерала Рахата Алиева, занимавшего пост первого заместителя председателя КНБ. 10 октября Толен Тохтасынов, близкий к Жакиянову, с парламентской трибуны публично обратился к президенту Назарбаеву и заявил, что, вопреки закону о госслужбе, его зять занимается частным бизнесом, контролирует медиа-холдинг и позволяет себе рейдерским путем захватывать понравившиеся бизнес-активы. Назарбаев отправляет зятя в отставку. И тут же назначает заместителем начальника Службы охраны президента. А госслужащих - учредителей ДВК в один день увольняет с должностей.
Позже, на встрече с представителями культуры и искусства, президент советует группе младореформаторов уделять больше внимания экономическим аспектам развития государства, а не заниматься политикой. Субханбердину и Аблязову путь заказан отныне и в политику, и на Каспийский шельф. А судьба отцов-основателей ДВК сложится в дальнейшем по-разному: кто-то пойдет в тюрьму, а кто-то через пару лет вернется на госслужбу и продолжит делать карьеру. Берик Имашев и вовсе в 2003 году породнится с президентской семьей, выдав свою дочь Аиду за сына Дариги Назарбаевой и Рахата Алиева – Нурали.
У Алиева оказалась самая трагическая судьба – в феврале 2015 года его находят повешенным в тюрьме Вены, где он ожидает экстрадиции по запросу Казахстана после ссоры с тестем в 2007 году и заочного осуждения казахстанским судом на 40 лет лишения свободы за подготовку государственного переворота, убийства и рейдерство.
Год 2006. Терминал, газовые сети и отель Rixos
2006 год становится годом массированной экспансии казахстанского бизнеса в Грузию, где недавно, после «революции роз», на смену советскому партократу Эдуарду Шеварднадзе приходит на высший пост молодой и харизматичный, прозападный политик Михаил Саакашвили. Первопроходцем в Грузию становится банк «ТуранАлем», совет директоров которого возглавляет вышедший из тюрьмы олигарх и бывший министр Мухтар Аблязов.
Он был арестован в марте 2002 года, практически сразу после разгрома оппозиционного «Демократического выбора Казахстана», а уже в июле приговорен к 6 годам лишения свободы за злоупотребление должностными полномочиями и незаконное предпринимательство в период нахождения на госслужбе. В мае 2003 года Нурсултан Назарбаев помиловал его, Аблязов сменил лагерную робу на деловой костюм, но не простил президенту своей «посадки».
Банк заключает соглашение о стратегическом партнерстве с грузинской компанией «Silk Road Group» и открывает дочерний банк в Тбилиси, инвестиции банковской группы также идут в сектор недвижимости и телекоммуникаций.
Президент Михаил Саакашвили награждает Мухтара Аблязова и первого заместителя председателя правления банка «Туран Алем» Еркина Татишева высокой наградой – «Орденом Чести». «Вы были первыми, кто поверил в грузинскую экономику и пришел в новую Грузию. И Казахстан был первой страной, которая начала инвестировать в неё. Я помню беседы с Нурсултаном Абишевичем – он всячески этому способствовал, и до сих пор у нас продолжаются эти контакты и углубляется соответствующее товарищество, за что я очень благодарен», – говорит Михаил Саакашвили, вручая награды казахстанским банкирам.
Следом за частными деньгами БТА банка в Грузию заходят инвестиции «КазМунайГаза». Дочерняя компания КМГ – «КазТрансГаз» – на тендере, объявленном грузинским правительством, выкупает за 12,5 миллиона долларов США акционерное общество «Тбилгаз», владеющее газораспределительными сетями грузинской столицы, и учреждает на его базе полностью подконтрольное ООО «КазТрансГаз-Тбилиси».
Но вместо ожидавшихся дивидендов проект приносит одни головные боли. Неплатежи грузинских потребителей за газ приводят к тому, что в 2009 году решением суда города Кутаиси, за долги в размере 48 миллионов долларов перед «Корпорацией нефти и газа Грузии» на предприятии вводится внешнее управление, после чего казахстанские менеджеры в течение 5 лет пытаются вернуть контроль над ним. В 2012 году начинаются переговоры о возвращении компании в управление казахстанскому менеджменту, и даже несколько раз объявляется о достижении соответствующего соглашения. При этом казахстанская сторона считает, что долг уже давно погашен, и все обязательства перед правительством Грузии выполнены.
В сентябре 2016 года казахстанская сторона объявляет о намерении продать «КазТрансГаз-Тбилиси» частному грузинскому инвестору, но не получает согласия на сделку со стороны соответствующих правительственных органов Грузии. В итоге «Казтрансгаз» подает иск против правительства Грузии в международный арбитражный суд с требованием возмещения нанесенного ущерба, который оценивает в 180 миллионов долларов. «Мы до последнего момента будем пытаться достичь соглашения с «КазТрансГазом», но если это не получится, то мы вынуждены будем доказывать свою правоту в международном арбитраже» – парирует на это заместитель министра энергетики Грузии Илья Элошвили. В октябре 2018 года становится известно, что правительство Грузии и казахстанский инвестор пошли на мировую на условиях списания долгов. Телекомпания «Первый канал Грузия» сообщает, что компания «Waltbay Ltd», зарегистрированная на Маршалловых островах, дочерняя компания грузинской бизнес-группы «Caucasus Business Solution» (CBS), подписала договор купли-продажи и стала владельцем 100% акций «КазТрансГаз-Тбилиси». Сумма сделки не раскрывается. При этом «КТГ-Тбилиси» освобождена от необходимости выплаты долгов.
«Компания «Waltbay Ltd» и казахские кредиторы удовлетворили все требования правительства Грузии, взамен ООО «КазТрансГаз-Тбилиси» был освобождён от существующих обязательств перед государством. Компания «Waltbay Ltd» готова к существующим вызовам и возложенной социальной ответственности, что подразумевает качественное и безопасное снабжение населения природным газом», – говорится в заявлении Группы CBS.
Другая «дочка» КМГ – «КазТрансОйл» – покупает Батумский нефтяной терминал. Мотивация понятна – Казахстан ожидает «большую нефть» на Каспии, и есть опасения, что российский маршрут экспорта не сможет её полностью переварить. Покупка должна дать казахской нефти еще один прямой выход к Чёрному морю. Однако ожидания не сбываются, начало добычи на Каспии откладывается и откладывается, тем временем маршрут «Тенгиз-Новороссийск» увеличивает свою пропускную способность.
В июле 2017 года «КазТрансОйл», оптимизируя свою структуру управления активами, ликвидирует дочернюю компанию «Batumi Terminal Limited» и начинает управлять терминалом напрямую. В отсутствие прокачки кашаганской нефти основным источником заработка становится сдача в аренду причалов и паромной переправы. Однако доходы не покрывают расходов – согласно информации, опубликованной на сайте АО «КазТрансОйл», все 4 года деятельности Батумского нефтяного терминала (2017-2020 гг.) были убыточными. Причем 2019 год компания закончила с рекордным убытком: минус 12 436 миллионов тенге, в том время как убытки предыдущих лет были гораздо меньше: минус 4 573 млн тенге (в 2019 году); минус 3 914 млн тенге (в 2018-м). Как и в случае с «КТГ-Тбилиси», начинаются налоговые споры с правительством Грузии. На конец 2021 года сумма признанного Батумским морским портом обязательства по уплате налогов составила 4 062 тысячи грузинских лари (эквивалентно 571 686 тысячам тенге).
Казахстанских нефтяников в Грузии интересуют не только производственные активы. Компания «КазМунайГаз-Сервис» приобретает в курортной местности Боржоми за 10 миллионов долларов оздоровительный комплекс, видимо, для оздоровления нефтяников Эмбы и Узеня. Правда, пять лет спустя, в ходе генеральной реконструкции, на которую было потрачено еще более 15 миллионов долларов, санаторий неожиданно трансформируется в пятизвездочный отель Rixos, а затем выставляется на приватизацию. Площадь роскошного оздоровительного комплекса превышает 22,5 тысячи квадратных метров. Номерной фонд отеля составляют 152 номера, из которых: 125 апартаментов класса «Deluxe», 22 апартамента класса «Suite», 4 апартамента класса «One Bedroom Suite» и один «Presidential Suite». В 2018 году компанию «КМГ-Сервис Грузия», владеющую отелем, за 25,4 миллиона долларов выкупило зарегистрированное в Грузии АО «Фонд партнёрства».
«Rixos-Borjomi» – не единственный элитный санаторий, который «КазМунайГаз» сначала покупает, реконструирует, а затем продает в рамках программы приватизации. Ещё один пятизвездочный комплекс расположен в Турции, на побережье Эгейского моря. Отель включает 173 апартамента с собственными террасами с видом на море, а также 36 отдельно стоящих резиденций, 3 ресторана, 4 бара и ночной клуб, собственный пляж, бассейны, сауну, солярий, хамам, гимнастический зал, бизнес-центр, библиотеку и SPA-комплекс. 75% акций отеля «Kempinski Hotel Barbaros Bay» балансовой стоимостью 7,137 миллиарда тенге были выставлены на продажу в 2015 году. Однако уже в следующем году приватизацию пришлось приостановить, так как владельцы 25% акций отеля – резиденты Турции – перестали допускать казахстанцев к управлению объектом. Судебные процессы в Турции продолжаются до сих пор, всё это время отель исправно принимает гостей и получает доход, который в кассу КМГ не попадает.
Год 2018. Кто взял деньги от Rolls-Royce?
Год отмечен очередным международным коррупционным скандалом, в центре которого оказывается Казахстан. Министерство юстиции США заявляет, что власти Соединенных Штатов расследуют дело об отмывании денег, связанное со строительством казахстанской ветки газопровода «Туркменистан - Узбекистан - Казахстан - Китай». Как отмечается в сообщении ведомства, компания Rolls-Royce подозревается в том, что через посредников (это гражданин России Виталий Лешков, гражданин Армении Азат Мартиросян и гражданин Греции Петрос Контогурис) давала взятки, по меньшей мере, одному официальному лицу в Казахстане за заключение контрактов с ТОО «Asia Gas Pipeline» на поставку оборудования и услуг для строительства газопровода.
Согласно обвинительному заключению Министерства юстиции США, платежи были замаскированы как комиссионные вознаграждения, выплаченные компаниям-посредникам Contoguris и Gravitas, содействующим заключению контракта. Rolls-Royce выплатил деньги, зная, что они будут разделены с высокопоставленным казахстанским чиновником.
«После того как AGP отдала Rolls-Royce контракт в ноябре 2009 на сумму около $145 млн, Rolls-Royce осуществил комиссионные платежи Gravitas, а Contoguris затем передала часть этих комиссионных платежей сотрудникам технического советника, включая Лешкова и Мартиросяна, зная, что часть этих денег будет передана иностранному официальному лицу в соответствии с их коррупционным соглашением», – говорится в заявлении ведомства.
В 2017 году американские власти уже наложили штраф в размере 800 миллионов долларов на Rolls-Royce в связи с нарушениями, о которых идет речь. Обвинения также были предъявлены ряду сотрудников компании. Никакой реакции со стороны казахстанских правоохранительных органов на официальную информацию американцев нет, что, впрочем, неудивительно, учитывая, какого уровня персоны имели возможность оказывать влияние на выбор подрядчика для строительства трансконтинентального газопровода.