Kazakhstan Energy Week 2019
Николай Горбань, КТК: «Мы фактически начали реализацию программы устранения узких мест»
В интервью Petroleum генеральный директор Каспийского Трубопроводного Консорциума Николай Горбань рассказывает об итогах работы в прошлом году и планах на среднесрочную перспективу
– Николай Николаевич, с какими результатами Каспийский Трубопроводный Консорциум завершил 2018 год?
– В прошлом году по системе КТК было отгружено 61,084 миллиона тонн нефти брутто, что на 10,8%, или на 5,976 миллиона тонн превысило результаты 2017 года. Тем самым поставлен новый производственный рекорд! Из этого объема 54,3 миллиона тонн отгружено казахстанскими грузоотправителями. При этом больше всего нефти в систему поступило с месторождений Тенгиз (28,7 миллиона тонн), Кашаган (13,2 миллиона тонн) и Карачаганак (10,3 миллиона тонн).
Пиковым месяцем по показателям стал декабрь 2018 года, когда было отгружено 5,954 миллиона тонн. Всего в течение года было обработано 558 судов, из них в декабре – 55.
8 апреля 2019 года на Морском терминале КТК произошло знаковое событие – отгружена на экспорт 600-миллионная тонна нефти. Напомню, что предыдущий важный производственный рубеж в 500 миллионов тонн был преодолен менее двух лет назад, в августе 2017 года. Это серьезные достижения всего коллектива консорциума, который действует исключительно надежно, безаварийно, без инцидентов, при полном соблюдении норм охраны труда, промышленной и экологической безопасности.
Выручка КТК за 2018 год составила по МСФО 2,19 миллиарда долларов США (консолидированная выручка КТК-Р и КТК-К). Прибыль после налогообложения – 322 миллиона долларов (КТК-Р и КТК-К). Показатель EBITDA составил 1,16 миллиарда долларов, рентабельность EBITDA (прим.: процент по отношению к выручке) составляет 53%.
В 2018 году КТК выплатил в Казахстане, без учета обязательных пенсионных взносов, соцотчислений и отчислений на медицинское страхование, 31,285 миллионов тенге налогов.
– Какие у Вас ожидания по прокачке на 2019 год?
– На 2019 год принята коллективная общая заявка грузоотправителей на рекордные 67,7 миллиона тонн. При этом цифра по состоянию на июнь, с учетом фактической сдачи – 65,1 миллиона тонн, из них: Казахстан – 57,7 миллиона тонн, Россия – 7,4 миллиона. В общем объеме казахстанской нефти поставки с Тенгиза должны составить 29,9 миллиона тонн, с Кашагана – 15,4 миллиона тонн, и консорциум «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» заявил 10,2 миллиона тонн. Еще 2,2 миллиона заявили другие казахстанские грузоотправители.
– Вы уже говорили ранее, что консорциум придерживается принципа безаварийной работы. Были ли зарегистрированные случаи разливов нефти или иных чрезвычайных ситуаций в КТК-К?
– Показатели по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды таковы. По состоянию на июнь текущего года КТК-К отработал 21 362 091 час без несчастных случаев и 10 443 602 километра без регистрируемых ДТП (прим.: на конец мая 2019 года).
Мы имеем нулевые показатели по смертности, связанной с производством, по несчастным случаям с потерей трудоспособности, по разливам нефти на воде и пожарах на объектах.
– Мы видим, что из года в год в общем объеме прокачки увеличивается доля кашаганской нефти. Как известно, к 2024 году Северо-Каспийский консорциум планирует увеличить добычу с 330 до 450 тысяч баррелей в сутки. Какая часть дополнительных объемов пойдет в КТК?
– Нам хотелось бы, чтобы все объемы пошли к нам, но решают грузоотправители и акционеры, мы исполняем.
– Получена ли официальная заявка на увеличение прокачки с Тенгиза после завершения там проекта расширения?
– Да, конечно. Достаточно сказать, что акционеры КТК, которые входят также в состав "Тенгизшевройла", одобрили Программу устранения узких мест Каспийского Трубопроводного Консорциума.
– С какого года предполагается увеличение прокачки?
– Увеличение объемов с Тенгиза по плану ожидается со второй половины 2022 года.
– Есть ли понимание более дальней перспективы по прокачке?
– Понимание есть, и оно основано на пятилетних прогнозах и максимальных десятилетних прогнозах.
Согласно полученным прогнозным заявкам грузоотправителей, ожидается, что объемы поставок нефти из Республики Казахстан для КТК превысят текущую механическую пропускную способность нефтепроводной системы КТК, начиная с 2022 года.
В этой связи Каспийскому Трубопроводному Консорциуму требуется модернизация ряда объектов трубопроводной системы. Целью модернизации является оптимизация текущих мощностей нефтепроводной системы, полученных за счет реализации Проекта расширения.
Эти мероприятия позволят обеспечить гибкость режимов работы пунктов закачки и возможность приема дополнительных объемов сырой нефти с территории Республики Казахстан, при оптимальном количестве АФП (прим.: антифрикционная присадка) и повышенных коэффициентах эксплуатации нефтепровода.
После реализации программы пропускная способность системы позволит обеспечить транспортировку нефти с территории Республики Казахстан, по меньшей мере, до 72,5 миллиона тонн в год.
Работы в рамках ПУУМ (прим.: Программа устранения узких мест) будут проводиться почти на всех площадных объектах КТК (НПС и Морской терминал). Модернизация линейной части нефтепровода в объемы программы не входит.
В рамках Программы модернизации нефтепроводной системы КТК на НПС «Атырау» планируется провести работы по модернизации станции, включая строительство нового магистрального насосного агрегата. На НПС «Тенгиз» рассматривается возможность модернизации узла учета нефти, замены трех магистральных насосов, установки нескольких подпорных насосных агрегатов, строительства двух резервуаров объемом 20000 кубометров, строительства подстанции, ЛЭП, модернизации защитного распределительного устройства и т.д. На А-НПС-3А и А-НПС-4 в Казахстане планируется осуществить замену рабочих колес МНА (прим.: магистрально-насосных агрегатов). Завершение программы планируется до декабря 2023 года, инвестиционные затраты на период 2019-2023 годов составят 599,9 миллиона долларов США, из них КТК-К – 156,4 миллиона долларов, КТК-Р – 443,5 миллиона. Оговорюсь, что размер инвестиционных затрат был рассчитан до выполнения предпроектного обследования, инженерных изысканий и проектных работ, включая сумму непредвиденных затрат для учета данного обстоятельства.
– А каковы планы по инвестпрограмме на 2019 год? Можете озвучить общую сумму, направляемую на модернизацию оборудования, новое строительство, если таковое имеется?
– Утвержденный бюджет капитальных затрат на 2019 год составляет порядка 50 миллионов долларов США, в том числе: КТК-Р – 32 миллиона, и КТК-К – 18 миллионов долларов.
В рамках утвержденного бюджета реализуется программа технического перевооружения систем безопасности объектов КТК.
В различных стадиях реализации находятся такие объекты, как:
- строительство моста через реку Кигач;
- замена систем пожарообнаружения на НПС «Комсомольская», НПС «Астраханская», НПС «Кропоткинская», резервуарном парке и береговых сооружениях морского терминала;
- строительство вахтового городка на НПС «Астраханская», с капитальным ремонтом подъездной автодороги и обустройством примыкания к федеральной трассе;
- сопряжение объектовой локальной системы оповещения с муниципальным сегментом региональной автоматизированной системы централизованного оповещения;
- замена камер приема узлов пуска-приема средств очитки и диагностики;
- строительство административно-бытового комплекса на морском терминале;
- замена негерметичной запорной арматуры на объектах НПС и морского терминала КТК и многое другое
– После увеличения объемов прокачки тенгизской и кашаганской нефти будут ли меняться свойства сорта нефти КТК?
– КТК не ожидает серьезных изменений качественных характеристик Смеси КТК. По показателям данные следующие: API – 46,5 (среднее за год 46,4). Сера – 0,55 (среднее за год 0,56).
– Какую сумму КТК направит на погашение долга перед акционерами в 2019 году? Сколько было выплачено в первом квартале?
– В первом квартале КТК направил на выплату долга 364 миллиона долларов, во втором квартале – 261 миллион долларов, оценочно в 2019 году акционерам будет выплачено 1,4 миллиарда долларов. Но все сильно зависит от объемов перекачанной нефти.
– Оказывает ли КТК-К социальную поддержку местному сообществу в Казахстане?
– Являясь социально ответственной компанией, КТК-К выделяет значительные средства на спонсорство и благотворительность. В 2018 году мы реализовали таких проектов в Казахстане на общую сумму 4,6 миллиона долларов США. Значительная часть реализованных проектов финансировалась за счет бюджета Проекта расширения мощностей КТК. В частности, на эти деньги была осуществлена реконструкция Парка Победы в поселке Макат, строительство детских садов и школы в Атырауской области, поддержка малоимущих и социально незащищенных слоев населения.
На текущий год запланированный бюджет составляет 2,4 миллиона долларов (1 миллиард тенге). Будут профинансированы такие проекты, как: начало строительства Детской деревни и Дома юношества; «КТК – талантливым детям»; помощь малоимущим; экологическая программа по спасению сайгаков и другие.