Проекты
Хазар и Каламкас-море не выдержали конкуренции
Министерство энергетики Казахстана разрабатывает дорожную карту по проектам Хазар и Каламкас-море после ухода с них инвесторов – консорциума North Caspian Operating Company (NCOC) и Shell. Об этом в начале ноября сообщила пресс-служба Министерства энергетики Республики Казахстан. «По проектам Хазар и Каламкас-море принято решение о возврате территорий республике, министерством прорабатывается соответствующая дорожная карта по дальнейшей реализации проектов», – так прокомментировал ситуацию руководитель пресс-службы минэнерго Нурлыбек Женисбек. Можно констатировать, что два проекта в казахстанском секторе Каспийского моря не выдержали глобальной конкуренции за инвестиции.
Не Кашаган, но…
Месторождение Каламкас-море входит в контрактную территорию Соглашения о разделе продукции по Северному Каспию, подписанного Казахстаном с акционерами Северо-Каспийского консорциума (NCOC), и находится недалеко от гигантского месторождения Кашаган. Кашаган уже вышел на этап коммерческой добычи, и несколько лет назад акционеры консорциума занялись подготовкой к разработке Каламкас-море. Согласно оценочным данным, геологические запасы месторождения составляют около 150 млн тонн нефти и 15 млрд кубометров газа, и это, конечно, не такой мега-проект, как Кашаганский.
В декабре 2018 года между Казахстаном и участниками Северо-Каспийского проекта было подписано соглашение в отношении месторождения Каламкас-море, в котором была зафиксирована договоренность о том, что в случае непредставления на утверждение плана освоения до конца октября 2019 года, месторождение Каламкас-море будет добровольно возвращено республике.
В начале сентября текущего года управляющий директор NCOC Ричард Хоув, выступая на расширенном совещании по развитию нефтегазовой отрасли, проходившем с участием президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Атырау, сообщил, что оператор консорциума ведет работы по подготовке к освоению Каламкас-море.
«Предпочтительной концепцией является совместное освоение с соседним месторождением Хазар компании CMOC по блоку «Жемчужина», – пояснил тогда г-н Хоув. По его словам, это может максимально увеличить рентабельность обеих проектов и позволит обеспечить доходность как на этапе строительства, так и на этапе эксплуатации. Руководитель консорциума сообщил, что извлекаемые запасы двух месторождений составляют 80 млн тонн нефти. «План совместного освоения месторождения будет представлен в следующем квартале. Если министерство энергетики утвердит, то в начале следующего года начнем проектирование», – пообещал Ричард Хоув.
А уже месяц спустя, 21 октября ТОО «PSA», курирующее от имени правительства Казахстана все контракты по модели раздела продукции, сообщило, что NCOC, акционерами которого являются «КазМунайГаз» (16,88% акций), Shell, ExxonMobil, Total и итальянская Eni (по 16,81%), а также китайская CNPC (8,33%) и японская Inpex (7,56%) заявил об отказе от планов освоения месторождения Каламкас-море. При этом концерн Shell также уведомил власти Казахстана о выходе из проекта разработки месторождения Хазар, в котором ему принадлежит 55% акций. Решение, по словам инвесторов, было связано с низкой рентабельностью этих проектов на фоне высоких капитальных затрат. Как сказал председатель концерна Royal Dutch Shell в Казахстане Оливье Лазар: «Я не могу назвать точную сумму затраченных нами средств на проект разработки месторождения Хазар, но исчисляется она сотнями миллионов долларов. К сожалению, в нашем портфеле проектов Хазар не был конкурентоспособным, в связи с чем мы приняли такое непростое решение».
Структура Хазар входит в контрактную территорию проекта Жемчужины, который на условиях СРП реализует компания Caspi Meruerty Operating Company (CMOC). Помимо Shell (55%), ее акционерами являются «КазМунайГаз» (25%) и «Оман Ойл Компани» (20%).
Комментируя уход инвесторов сразу с двух шельфовых проектов, в министерстве энергетики отметили, что «в скором времени должна быть начата процедура по возврату прав недропользования по месторождению Каламкас-море в собственность государства. По завершении этого процесса республикой может быть рассмотрен вопрос о привлечении других инвесторов в проект. Новые контракты будут основаны на текущем налоговом законодательстве, а не на условиях соглашения о разделе продукции. С экономической точки зрения это плюс для республики. В случае официального уведомления о выходе из месторождения Хазар от всех участников проекта, аналогичная процедура возврата в госсобственность будет произведена и в отношении данного участка. При этом, затраты в реализацию проекта, осуществленные действующими акционерами, являются невозмещаемыми. Компания Shell на данный момент инвестировала в реализацию проекта Хазар порядка $900 млн в виде геолого-разведочных и сейсмических работ, бурении оценочных скважин, и все это будет передано республике на безвозмездной основе», – отметили в минэнерго.
Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.