Законодательство
Новый Экологический кодекс: предупреждён – значит вооружён
Елена Манаенко,
Партнёр, ТОО «Юридическая Фирма AEQUITAS»
В рамках реализации Послания Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева 2018 года уполномоченным государственным органам было поручено разработать новый Экологический кодекс. Соответствующая работа началась в июне 2018-го и была завершена в ноябре 2020 года.
За время подготовки новой редакции было рассмотрено не менее шести редакций нового Экологического кодекса. Были проведены ключевые экспертизы законопроекта, направленные на устранение возможных неточностей будущего Экологического кодекса: научная правовая экспертиза, экологическая экспертиза, лингвистическая экспертиза, научная экономическая экспертиза.
Новый Экологический кодекс был принят 2 января 2021 года («Экологический кодекс») , и вводится в действие с 1 июля 2021 года, за исключением некоторых переходных положений, указанных в статье 418. Одновременно с 1 июля 2021 года утрачивает силу действующий в настоящее время кодекс . Дополнения и изменения, вызванные принятием Экологического кодекса, были также внесены в ряд иных нормативно-правовых актов, имеющих непосредственное отношение к деятельности, связанной с природопользованием и недропользованием, и такие изменения также вступят в силу, начиная с 1 июля 2021 года.
В целом Экологический кодекс теперь представляет собой более детальный, более систематизированный нормативно-правовой акт по сравнению с действующим в настоящее время. В Экологическом кодексе прослеживается явная тенденция по поддержке «зеленых» технологий, усилению мониторинга и мер воздействия со стороны государства, что приведет к увеличению финансовой нагрузки на природопользователей и в некоторой степени усложнит осуществление их основной деятельности. Экология и вопросы охраны окружающей среды приобретают все более серьезное, весомое значение.
Среди основных новелл экологического законодательства особо отметим увеличение срока исковой давности по требованиям, связанным с причинением экологического ущерба, до 30 лет, повышенные требования и усложненные процедуры по получению экологических разрешений, усиление административной ответственности природопользователей.
Далее рассмотрены ключевые аспекты Экологического кодекса, которые необходимо знать каждому недропользователю, осуществляющему разведку и/или добычу углеводородов.
Основные новшества
2.1. Скрининг воздействия
Одним из новых понятий, вводимых Экологическим кодексом, является «скрининг воздействия», представляющий собой ряд мероприятий и процедур, осуществляемых уполномоченным государственным органом с целью выявления потенциальных существенных воздействий на окружающую среду при реализации намечаемой деятельности природопользователями (статья 69).
Разведка и добыча углеводородов включены в перечень видов деятельности, по которым в обязательном порядке осуществляется скрининг. Скрининг проводится по заявлению недропользователя перед началом соответствующей деятельности, и осуществление разведки или добычи углеводородов без проведения скрининга запрещается.
Скрининг проводится в течение 30 рабочих дней с даты размещения заявления недропользователя на онлайн-ресурсе уполномоченного государственного органа по охране окружающей среды. По результатам скрининга соответствующее заключение должно содержать указание на необходимость или отсутствие необходимости в проведении ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду). Заявитель вправе обжаловать результаты скрининга.
Немаловажным является тот факт, что результаты скрининга в обязательном порядке прилагаются к заявлению на получение экологических разрешений.
Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.