Экспертиза
Бензиновые реки за границу не текут
В Казахстане действует запрет на вывоз топлива
В Атырау больше, чем в Шымкенте
С 9 мая в Казахстане вступил в силу согласованный с другими ведомствами совместный приказ министра энергетики, предусматривающий введение запрета сроком на 6 месяцев на вывоз с территории страны автомобильным транспортом бензинов, дизельного топлива и отдельных видов нефтепродуктов.
Начиная с этого дня, перемещение через границу перечисленных в приказе видов ГСМ разрешен только в бензобаках, предусмотренных заводом-изготовителем автомобильных транспортных средств и установленных в соответствии с техническими условиями, а также в отдельных емкостях объемом не более 20 литров.
Как говорится в преамбуле приказа – сделано это «для недопущения возникновения дефицита на нефтепродукты на внутреннем рынке». Не является секретом, что в последние месяцы казахстанское дизтопливо и бензин утекали нелегальными потоками в Россию, где цены на них дороже примерно на 40%. ГСМ вывозились большегрузными машинами, фурами, которые устанавливали себе дополнительные баки, а порой и бензовозами. Яркий факт – в западном, приграничном регионе Казахстана проживает гораздо меньше людей, чем на юге страны, но расход ГСМ с нефтебаз здесь в несколько раз выше.
Ранее, в январе 2021 года министерство ввело запрет на легальный экспорт нефтепродуктов, изменив одновременно график ремонтов на отечественных НПЗ, чтобы нарастить запасы топлива на внутреннем рынке. По словам вице-министра энергетики Асета Магауова, запасы необходимо было нарастить из-за снижения производства на Атырауском НПЗ в январе. Перебои с электроснабжением с 10 по 18 января на западе Казахстана привели к полному и частичному выводу из строя установок каталитического крекинга и риформинга на заводе. «Мы с января прекратили экспорт нефтепродуктов, чтобы нарастить запасы. Это была своевременная мера», – сказал Магауов на пресс-конференции в Нур-Султане в середине марта.
По его данным, по состоянию на 5 марта совокупный запас бензина на внутреннем рынке составлял всего 218,7 тыс. тонн, дизельного топлива – 306,2 тыс. тонн. Это покрывает потребность в бензине на 20 суток и дизельном топливе на 28 суток. «Ожидаем, что установки каталитического крекинга и каталитического риформинга на АНПЗ будут запущены 27 марта, и завод выйдет уже на полную мощность с 15 апреля. Таким образом, это позволит нам синхронизировать работу Атырауского НПЗ с графиком ремонтных работ на Шымкентском заводе, чтобы не было снижения остатков на внутреннем рынке», – добавил он.
«КазМунайГаз» и минэнерго сдвинули графики капитального ремонта на Шымкентском заводе. «Нам пришлось сдвигать график капитального ремонта на Шымкентском НПЗ на две недели. По Павлодарскому пока без изменений. Рассматривается вариант сдвинуть ремонт с летнего периода на осень. Точную дату сейчас еще сказать не можем», – пояснил Магауов.
В итоге все установки Атырауского НПЗ были полностью выведены на технологический режим после ремонта 28 апреля, что позволило увеличить выпуск высокооктанового бензина в 2 раза. Шымкентский завод встал на капремонт 6 мая, предполагается, что ремонт продлится не больше месяца. Ранее завод останавливался на капремонт ежегодно, однако после завершения полного цикла модернизации в 2018 году остановка на техобслуживание требуется не чаще, чем раз в три года.
Однако перекрытие канала «серого экспорта» с мая показало, что проблема достаточности ГСМ на внутреннем рынке за счет этого так и не решена.
Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.