30 лет – Эпоха Независимости
KIOGE: у истоков нефтегазовой отрасли Казахстана

Казахстанская международная выставка «Нефть и газ» (KIOGE) за 28 лет своего существования стала настоящей визитной карточкой нефтегазовой промышленности Казахстана, своеобразной точкой входа международных инвесторов на нефтегазовый рынок республики. С самых первых лет выставка проходила при официальной поддержке на самом высоком уровне.
KIOGE помогла открыть казахстанский рынок зарубежным компаниям, работающим в сфере разведки, добычи, транспортировки, переработки углеводородов. Сегодня выставка дает возможность ученым, специалистам топливно-энергетического комплекса и бизнесменам стран СНГ, Европы, Азии и Америки поддерживать прямой контакт и работать вместе.
Индикатор интереса к рынку
Инициатором проведения выставки стала международная выставочная компания ITE Group. Эдуард Строон в 1993 году возглавлял подразделение Центральной Азии и Кавказа в ITE Group. На тот момент завершалось оформление сделки, в результате которой появилось совместное предприятие «Тенгизшевройл». Эта компания впоследствии станет разработчиком одного из крупнейших нефтегазовых месторождений в стране. Именно тогда международное нефтегазовое сообщество начало осознавать огромный потенциал казахстанских ресурсов, отмечает Строон.
«Если бы нам пришлось выбрать один определяющий момент, который привел механизмы в движение, им бы была публикация британской газетой Financial Times в 1992 году тематической статьи о грядущем казахстанском нефтяном буме, – рассказывал он в интервью журналистам, приуроченном к десятилетию выставки в 2002 году. – IТЕ, уже будучи под давлением со стороны своих клиентов начать работу в Центральной Азии, направила ведущих менеджеров на согласование с министерством энергетики и с ВДНХ (так тогда назывался КЦДС «Атакент» – Ред.) даты первой выставки».
По мнению Строона, KIOGE хоть и не является крупнейшей выставкой в регионе, уникальна в своей роли явного лидера на рынке с равновесием между местным и иностранным участием, государственным и частным бизнесом, секторами добычи и переработки, офшорным и оншорным секторами.
Как проходила первая выставка
Организаторы столкнулась с огромными трудностями при организации первой KIOGE в 1993 году. Электричества было недостаточно. Размеры павильонов ВДНХ не соответствовали потребностям выставки, и в самый последний момент пришлось устанавливать шатёр. Конструкции стендов надо было завозить из Москвы, и они не прибыли в срок.

«В Алматы в то время было недостаточно гостиничных номеров, и неопытные местные турагенты резервировали номера по два человека на место. В итоге крупным международным фигурам нефтепромышленности пришлось делить комнаты или спать в вестибюле», – вспоминает Строон.
В течение следующих десяти лет ситуация сильно изменилась. Поскольку IТЕ Group было дано разрешение организовывать ряд выставок, а не только нефтегазовую выставку, компания решила инвестировать в инфраструктуру, необходимую для проведения международных выставок. Совместно с «Атакентом» IТЕ Group улучшила и доработала сооружения в выставочном центре в Алматы.
Но наиболее важные перемены произошли в сфере сервисной культуры. У IТЕ Group появился казахстанский партнер – компания Iteca. С 1994 года ITE стала отбирать лучших выпускников казахстанских ВУЗов и обучать их техникам менеджмента выставок и конференций. Спустя десять лет в компании была база отличных местных специалистов с первоклассными знаниями и пониманием того, что хотят получить клиенты от авторитетной международной выставки.
Выставке быть
Расчеты оказались верными – подписание долгосрочного соглашения между правительством Казахстана и американской компанией Chevron о создании совместного предприятия по разработке месторождения Тенгиз положило начало бурному росту местного нефтегазового рынка. Соглашение с Chevron продемонстрировало веру зарубежных инвесторов в экономические возможности суверенного Казахстана, и появление новых крупных игроков не заставило себя ждать. Одновременно с этим правительство начало предпринимать активные усилия для освоения казахстанского сектора шельфа Каспия.
В декабре 1993 года для проведения трехмерной сейсмической разведки в казахстанском секторе шельфа Каспия был образован международный Каспийский консорциум. В его состав вошли семь крупнейших зарубежных нефтяных компаний: Agip, British Petroleum, Statoil, British Gas, Mobil, Total, Shell, а также казахстанская компания «Казахстанкаспийшельф», выступавшая оператором консорциума.
Вскоре в Казахстане была подготовлена почва для появления еще одного суперместорождения – в 1995 году между правительством и компаниями Agip, British Gas, «Газпром» и «Казахгаз», разрабатывающими Карачаганакское месторождение, было подписано соглашение о принципах раздела продукции. В тот год на KIOGE выступил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Он пригласил зарубежные компании к работе на местном рынке и пообещал в ближайшее время решить проблему транспортировки нефти и газа.
Реализация этих планов не заставила себя ждать – в 1997 году был создан национальный трубопроводный оператор «Казтрансойл», а в 1999 году началась практическая реализация проекта Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). В 2000 году, с открытием на Каспии крупнейшего месторождения Кашаган с запасами более 10 млрд тонн нефти, вопрос транспортировки углеводородов стал еще более насущным.
Для KIOGE начало нового тысячелетия тоже стало переломным моментом. В 2000 году в выставке впервые приняли участие правительственные делегации Великобритании, России, Турции, Китая, Франции и США. В том же году на выставке впервые появилась секция казахстанских компаний, производящих нефтегазовое оборудование и услуги. Количество местных участников росло достаточно быстро – в 2002 года более 80 из порядка 300 экспонентов составляли казахстанские компании.
Поток нефти
2000-е стали периодом активной разработки крупнейших месторождений и наращивания экспортных мощностей. Казахстан и Россия подписали протокол к соглашению о разграничении дна северной части Каспийского моря. Договоренности закрепили национальную юрисдикцию над спорными углеводородными структурами Курмангазы, Центральная и Хвалынская, тем самым окончательно разграничив зоны недропользования на шельфе Северного Каспия.

В связи с активизацией работы на Каспии была создана национальная компания «КазМунайГаз». Она стала правопреемником «Казахойла» и «Транспорта нефти и газа». Именно эта компания и ее дочерние структуры отныне стали представлять Казахстан в международных консорциумах с иностранными нефтегазовыми компаниями.
Нефтяной бум в Казахстане совпал со взрывным ростом цен на нефть. Спрос на местных специалистов рос с каждым годом, и начиная с 2006 года, на KIOGE стала проводиться ярмарка вакансий нефтегазовых специалистов. Крупнейшие нефтяные компании, работающие в Казахстане, стали брать на работу казахстанских специалистов, что стало еще одним знаком доверия местному рынку.
В 2010 году была завершена основная фаза создания экспортных мощностей для казахстанских углеводородов. На тот момент были уже построены и введены в эксплуатацию нефтепроводы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), Кенкияк - Атырау, Атасу - Алашанькоу, Кенкияк - Кумколь, расширены мощности Атырау - Самара, порта Актау, подписаны долгосрочные межправительственные соглашения в области транспортировки и транзита углеводородов с приграничными странами.
Эра специализации
Со временем на KIOGE стали выставляться не только всемирно известные нефтяные компании, но и более маленькие фирмы из Румынии, Польши, Чехии, Хорватии. Они предоставляли высокоспециализированные услуги по изготовлению труб, бурению, геодезическим работам.
Актуальными стали проектирование и строительство морских терминалов, подводных трубопроводов, выносных причалов. Требовали внимания и уже построенные нефтетранспортные системы – на рынке появились решения по обеспечению надежной и безопасной эксплуатации магистральных нефтепроводов, предотвращению незаконных врезок и утечек. Все эти тенденции нашли свое отражение на ежегодных выставках KIOGE.
Несмотря на то, что об обнаружении запасов на Кашагане объявили еще в 2000 году, наладить устойчивую добычу после нескольких попыток удалось только в 2016-м. Особенности высокосернистой казахстанской нефти, логистические трудности и глубина залегания углеводородов потребовали значительных инвестиций и новых инженерных решений.
Эра «лёгкой» нефти осталась в прошлом. Об этом заявил вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев (в настоящее время возглавляет минэнерго), выступая на KIOGE в 2015 году. Как полагают эксперты, основные нефтегазовые резервы располагаются на глубинах от 7 до 15 тысяч метров. Мирзгалиев подчеркнул, что добыча становится всё сложнее и дороже. В правительстве впервые заговорили о падении добычи на крупнейших месторождениях через 15-20 лет. Геологоразведка снова вышла на первый план.
В 2021-м году после вынужденного перерыва, связанного с общей ситуацией в мире, KIOGE впервые прошла в казахстанской столице – Нур-Султане. Несмотря на все сложности с авиасообщением, сложной процедурой оформления виз иностранным гражданам, в этот раз на выставке были представлены 156 компаний из Казахстана, России, Австрии, Бахрейна, Великобритании, Нидерландов и Хорватии. Казахстан представляли 50 из этих компаний. Экспозиция площадью 2700 кв. м охватила более 13 направлений нефтегазовой отрасли, в том числе геологию и геофизику, цифровизацию, неразрушающий контроль, инжиниринговые решения, развитие инфраструктуры и другие. Впереди – КИОГЕ 2022!