Нефтепереработка и нефтехимия
Экспорт нефтепродуктов из Казахстана. Итоги года и перспективы 2023 года


Казахстан в текущем году может увеличить железнодорожный экспорт мазута. Как и в предыдущие годы, экспортеры сфокусируются на отгрузках темных нефтепродуктов, поскольку моторное топливо планируется поставлять только на внутренний рынок. Это приведет к сохранению спроса на железнодорожные цистерны для экспортных перевозок мазута и вакуумного газойля (ВГО), в то время как парк для транспортировки светлых нефтепродуктов, в основном, будет использоваться внутри страны, полагают участники рынка.
Основу продуктового экспорта из Казахстана в текущем году по-прежнему составит мазут, на долю которого приходится до 75% всех перевозок нефтепродуктов из страны за рубеж.
Укрепление спроса на бензин, дизтопливо и авиакеросин на внутреннем рынке, профилактические ремонты на местных НПЗ, а также ожидаемый дефицит топлива в значительной степени ограничат возможности экспорта из Казахстана этих продуктов в текущем году. «Никаких возможностей для экспорта бензина, дизтоплива и авиакеросина в этом году нет. Внутренний рынок будет нуждаться в импорте порядка 850 тыс. тонн дизтоплива и 300 тыс. тонн – авиатоплива. Во втором полугодии не исключен и импорт бензина», – считает отраслевой источник.
Железнодорожный экспорт мазута с крупных НПЗ Казахстана, по мнению участников рынка, в текущем году может достичь 2,2-2,5 млн тонн по сравнению с 2,19 млн тонн – в 2022 году, и 1,61 млн тонн – в 2021 году. Отгрузки увеличатся на фоне ожидаемого роста производство мазута до 2,84 млн тонн в текущем году, с 2,81 млн тонн – в 2022 году и 2,41 млн тонн – в 2021 г.
Экспортные перевозки ВГО в 2023 году могут сократиться на фоне планируемого снижения выпуска продукта на Атырауском НПЗ. Предприятие намерено в 2023 г. произвести 138,5 тыс. тонн продукта по сравнению с 246,5 тыс. тонн – в прошлом году. Производство ВГО может увеличиться в случае перебоев в работе установок, которые, как правило, приводят к увеличению выпуска темных нефтепродуктов, отметил отраслевой источник. «Уже в феврале были проблемы на установке каталитического крекинга в Атырау, что привело к значительному увеличению выработки мазута и ВГО», – сообщил один из поставщиков.
Ограниченный экспорт Аи-92

В прошлом году Казахстан только в апреле поставлял на экспорт партии бензина Аи-92 из-за приоритета отгрузок на внутренний рынок. Зарубежных отгрузок казахстанского дизтоплива в прошлом году не было.
Основной объем Аи-92 был вывезен в порты стран Балтии. Железнодорожные отгрузки казахстанского бензина Аи-92 четвертого класса в направлении Вентспилса в апреле 2022 г. составили 19,8 тыс. тонн, а в Палдиски – 1,9 тыс. тонн, по данным участников рынка. Кроме того, торговые компании вывезли по железной дороге около 3,5 тыс. тонн бензина в направлении Азербайджана. Относительно небольшие партии Аи-92 в апреле также поставлялись в Киргизию и Таджикистан.
Экспорт тёмных продуктов вырос на четверть
Железнодорожные поставки темных нефтепродуктов из Казахстана за рубеж в 2022 г. повысились почти на 25% относительно 2021 года, до 2,49 млн тонн. Отгрузки мазута за рубеж увеличились на фоне роста производства продукта, а вакуумного газойля (ВГО) – наоборот, сократились из-за снижения его выпуска на Атырауском НПЗ.
Черноморский порт Тамань в прошлом году оставался основным направлением для экспортных поставок казахстанских нефтепродуктов, как и в 2021 году. В общей сложности, через этот терминал было отгружено 1,25 млн тонн казахстанского мазута и ВГО, что составляет около 50% общего экспорта данных продуктов из Казахстана. В текущем году основные объемы темных нефтепродуктов из Казахстана по-прежнему будут отгружаться на экспорт через этот порт, полагают участники рынка.

Железнодорожные поставки казахстанского мазута в направлении грузинских терминалов резко увеличились в прошлом году до 901,8 тыс. тонн по сравнению с 56,7 тыс. тонн – в 2021 г. Казахстанские экспортеры с конца февраля начали перенаправлять в Батуми и Кулеви партии мазута, следовавшие через российские порты Черного и Азовского морей.
«Грузинские порты и до 2022 года были популярными для поставок мазута в зимний период, когда в российских портах наблюдалось скопление вагонов, а погодные условия были более благоприятными в Грузии. В прошлом году поставки туда из Казахстана увеличились из-за дестабилизации ситуации в Черном море», – сообщил один из поставщиков.
В прошлом году несколько раз вводились запреты на перевозку грузов со станций Казахстана до станций Северо-Кавказской железной дороги, в том числе в порт Новороссийск, из-за скопления вагонов в регионе. В результате торговые компании в феврале - мае 2022 года резко сократили железнодорожные поставки казахстанского мазута в направлении черноморских портов Азов и Новороссийск, а поставок через порт Кавказ в течение года не было вовсе. Несмотря на снижение отгрузок продукта в феврале - мае, перевалка продукта через порты Азов и Новороссийск в прошлом году выросла. Эти направления остаются популярными на фоне меньших транспортных затрат при поставках на указанные терминалы по сравнению с альтернативными маршрутами, сообщили участники рынка.
Торговые компании в 2022 г. более чем в четыре раза сократили отгрузки казахстанского мазута в направлении узбекских ТЭЦ и Ферганского НПЗ. Снижение поставок в Узбекистан связано с уменьшением спроса на казахстанский продукт. Отгрузки мазута и ВГО в Киргизию увеличились в прошлом году до 5,9 тыс. тонн с 3,5 тыс. тонн – в 2021 г. При этом поставок мазута в этом направлении в 2022 г. не наблюдалось. Ранее темные нефтепродукты из Казахстана, в основном, поставлялись в направлении мини-НПЗ в Кара-Балте, которые предприятие использовало в качестве сырья для переработки. Завод в Кара-Балте простаивает с конца декабря 2019 г. из-за нехватки сырья и карантинных ограничений в Киргизии.
Торговые компании в октябре начали железнодорожный экспорт мазута в направлении Таллина. Поставки в направлении эстонского порта с казахстанских мини-НПЗ также стали альтернативой отгрузкам через российские черноморские порты, сообщили участники рынка. В октябре - декабре железнодорожные поставки казахстанского мазута в Таллин составили 31,7 тыс. тонн, тогда как ранее такие поставки не осуществлялись. В основном, в Эстонию поступает мазут производства мини-НПЗ на западе и юге Казахстана. Часть из этих объемов была перенаправлена из Новороссийска из-за скопления в районе порта вагонов и введения конвенционных запретов на перевозки в этом направлении, сообщил трейдер.
В Таллине объемы казахстанского мазута аккумулировались местными торговыми компаниями для формирования танкерных партий и последующих поставок в Европу, отметил участник рынка. Партии казахстанского мазута в прошлом году также отгружались через эстонский порт Силламяэ.
Основные экспортные объемы нефтепродуктов из Казахстана с осени прошлого года вывозят компании «Азия Нефтетранс», дочерняя российской «Нефтетранссервис», Pro Logistics и другие компании, тогда как PTC-Holding, крупнейший собственник и оператор цистерн, сконцентрирован, преимущественно, на транспортировке нефтепродуктов на внутренний рынок страны.