Нефтепереработка и нефтехимия
Чистое топливо для самолётов
IATA рассматривает Казахстан как один из возможных региональных хабов SAF
В первый день нового 2023 года года самолет авиакомпании Brussels Airlines, полностью заправленный в аэропорту Брюсселя биокеросином, вылетел в испанскую Малагу. Годом ранее аэропорт запустил программу Stargate, включающую в себя строительство установки для производства экологически чистого авиатоплива.
Мировая авиационная отрасль стремится к амбициозным целям по сокращению вредных выбросов, заявляет Международная ассоциация воздушного транспорта IATA. Устойчивое авиационное топливо (SAF, sustainable aviation fuels) определено как один из ключевых элементов, помогающих достичь этих целей. С использованием SAF в мире совершено уже более 450 тысяч полетов.
IATA рассматривает Казахстан как один из возможных региональных хабов по заправке воздушных судов SAF. Как сообщается, Европейский банк реконструкции и развития провел цикл встреч по этому вопросу с ключевыми заинтересованными сторонами в Казахстане, включая «КазМунайГаз», национального перевозчика «Air Astana» и АО «Авиационная администрация Казахстана». Банк выбирает консультанта для предоставления информации заинтересованным сторонам о возможностях развития SAF в Казахстане.
Что такое SAF
На долю авиации приходится около 3% глобальных выбросов парниковых газов. Большинство перевозчиков используют сейчас авиационный керосин, получаемый путем перегонки сернистой нефти с дальнейшей очисткой от излишнего содержания серы. Так получают топливо марок ТС-1 (маркировка, используемая на постсоветском пространстве) и Jet A (общепринятая в мире). Оба вида практически идентичны по своим свойствам, Jet A считается более экологичным за счет пониженного содержания серы.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) еще в 2007 году признала важность исследований в области повышения эффективности полетов и разработки альтернативных видов топлива, позволяющих снизить выбросы от авиационного транспорта. Первый рейс с использованием смеси, включающей SAF, состоялся в феврале 2008 года и выполнялся Virgin Atlantic из лондонского аэропорта Хитроу в Амстердам. В следующем году ИКАО провела международную конференцию по авиации и альтернативным видам топлива. Одной из ее целей была выработка скоординированного подхода всех участников рынка авиаперевозок к переходу на более экологичные виды топлива.
При сжигании 1 тонны традиционного авиатоплива образуется 3,15 тонны CO2, а также другие выбросы, включая оксид азота, сажу и другие источники радиационного загрязнения.
Результатом совместных усилий авиакомпаний, производителей самолетов и топлива стало появление SAF – экологически чистой версии топлива Jet A и Jet A-1. Как правило, SAF состоит из смеси традиционного авиационного керосина и добавок, которые делают его экологически безопаснее. Технические характеристики SAF такие же, что и у Jet А, поэтому оба вида топлива взаимозаменяемы, а самолеты могут переходить с одного на другое без каких-либо технических доработок.
Сейчас существует два вида SAF. Синтетическое топливо производят из углекислого газа, получаемого из атмосферы, и водорода путем электролиза. Биотопливо может производиться из разного сырья: отработанного растительного масла и животного жира, сельскохозяйственных отходов, целлюлозы, водорослей, переработанных по технологии гидрогенизации растительных масел (HVO). Таким образом у SAF сразу два экологических преимущества: оно снижает выбросы CO2 и позволяет перерабатывать отходы. Также важным требованием для производителей экологически чистого топлива является сохранение структуры землепользования (то есть под сырье для SAF не выделяются дополнительные площади, не вырубаются леса и т. п.) и отсутствие конкуренции с продовольственными культурами (для SAF используются только отходы, таким образом, фермеры не сокращают площади под используемые в пищу сорта и не продают их производителям топлива в ущерб пищевикам).
SAF в настоящее время и в ближайшем будущем является самым легкодостижимым и эффективным способом декарбонизации и сокращения вредных выбросов в авиации. Для авиационной отрасли переход на новый вид топлива осуществляется проще, чем, например, для автомобильного транспорта. Заправочных мест для самолетов существенно меньше, соответственно, логистически проще обеспечить их новым топливом. Плюс разрабатываемые виды топлива могут использоваться наряду с классическим, без внесения изменений в конструкцию воздушных судов.
Использование SAF снижает выбросы CO2 на 80% по сравнению с использованием обычного авиационного топлива. SAF химически подобен обычному топливу для реактивных двигателей, и его можно смешивать с обычным топливом в пропорции до 50/50, однако в ближайшие годы доля SAF в топливе может увеличиться. Смеси SAF технически совместимы с возможностями существующей инфраструктуры для доставки и заправки топлива в аэропортах, поэтому дополнительные инвестиции в инфраструктуру не требуются.
SAF будет поддерживать энергопереход, по крайней мере, в течение следующих 30 лет, поскольку электричество и водород будут использоваться ограниченно до 2030 года, особенно для длительных перелетов.