Проекты
Развитие углеродного регулирования в Казахстане и раскрытие информации по углеродной цене
С момента ратификации Казахстаном Парижского соглашения, правительство поэтапно укрепляет позиции в вопросах изменения климата путем пересмотра экологического законодательства и рассмотрения запуска различных инструментов, направленных на декарбонизацию страны.
Правительством Казахстана взят курс на декарбонизацию страны, где главным механизмом его достижения является углеродное регулирование и углеродная цена, которая также необходима потенциальным инвесторам для планирования своего портфеля на рынке Казахстана. Согласно Глобальному опросу EY «Как корпоративная отчетность может восполнить пробел в доверии к ESG?» (How can corporate reporting bridge the ESG trust gap?), сегодня 99% опрошенных инвесторов учитывают раскрытие ESG-информации компаниями в процессе принятия инвестиционных решений, включая 74% респондентов, использующих строгий и структурированный подход. Для сравнения, в глобальном опросе институциональных инвесторов ЕY 2018 года только 32% опрошенных инвесторов использовали строгий подход.
Так, после опубликования обновленного Экологического Кодекса РК, правительство утвердило Стратегию достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года (далее – СДУН) и обновило ОНУВ – Национальный вклад Республики Казахстан в глобальное реагирование на изменение климата. Данные стратегические документы определяют будущий вектор развития промышленности и экономики страны, где среднесрочной целью стало снижение выбросов парниковых газов на 15% к концу 2030 года относительно уровня выбросов базового 1990 года, а долгосрочной целью является углеродная нейтральность в 2060 году.
Нетто-выбросы парниковых газов, в млн тонн CO2-эквивалента
Источник: Министерство национальной экономики Республики Казахстан
Для достижения поставленных амбициозных целей Казахстану необходимы не менее амбициозные решения по изменению регуляторной системы. Текущее углеродное регулирование представлено только системой торговли углеродными выбросами, покрывающей менее половины выбросов ПГ в стране. Однако данный инструмент не реализован в полной мере именно как рыночный механизм регулирования, так как, по сути, субсидируется государством на 100% (за счет выдаваемых бесплатно квот). Вытекающие проблемы, связанные с отсутствием ликвидности и недостаточности снижения ежегодных выбросов ПГ, побудили регулятора к пересмотру применяемых подходов. Так, вступление в силу ряда вышеуказанных регуляторных документов реанимируют систему именно как торговую, с запуском механизмов первичного аукциона и доли платных распределяемых квот, что в перспективе даст импульс рынку на повышение углеродной цены, ориентировочно с 2026 года. (Справочно: текущая средняя цена в Казахстане ~ 500 тенге за квоту, тогда как в развитом рынке Европейского союза цена составляет 93 евро за квоту).
Объем распределяемых государством углеродных квот, утвержденный в Национальном плане распределения квот на выбросы парниковых газов на 2022-2025 гг.
Регулируемая сфера деятельности | Количество установок | Объем квот на 2022 год, тонн CO2 | Объем квот на 2023 год, тонн CO2 | Объем квот на 2024 год, тонн CO2 | Объем квот на 2025 год, тонн CO2 | |
Электроэнергетическая | 89 | 95 304 595 | 93 872 608 | 92 469 647 | 91 076 361 | |
Нефтегазовая | 49 | 23 039 146 | 22 692 974 | 22 353 819 | 22 017 003 | |
Горнодобывающая | 21 | 7 334 212 | 7 224 012 | 7 116 047 | 7 008 826 | |
Металлургическая | 19 | 30 747 135 | 30 285 148 | 29 832 525 | 29 383 023 | |
Химическая | 7 | 1 715 105 | 1 689 335 | 1 664 087 | 1 639 013 | |
Обрабатывающая | 14 | 8 019 802 | 7 899 302 | 7 781 244 | 7 664 000 | |
Всего | 199 | 166 159 995 | 163 663 379 | 161 217 369 | 158 788 226 | |
Общий объем | 649 828 969 | |||||
Резерв |
|
11 816 923 | 11 643 887 | 11 460 288 | 11 299 264 |
Правительством рассматриваются и альтернативные варианты расширения влияния углеродного регулирования на отрасли экономики. К примеру, ввод углеродного налога в секторах экономики, связанных со сжиганием ископаемого топлива (а это порядка 70 млн тонн выбросов ПГ), не входящих в зону регулирования казахстанской системы торговли выбросами. Стоит также отметить, что ввод углеродного налога в остальных секторах национального кадастра выбросов парниковых газов, таких как «Сельское хозяйство», «Отходы», «Землепользование, изменения в землепользовании и лесное хозяйство», «Выбросы от неорганизованных источников» (летучие выбросы), не рассматривается в связи со специфичным процессом расчета выбросов парниковых газов и определения правильной конфигурации покрытия данных выбросов углеродным налогообложением. Углеродный налог и платная доля углеродных квот в СТВ будут способствовать пополнению так называемого карбонового фонда, описанного в СДУН и направленного на финансирование проектов по декарбонизации в стране.
Как со стороны регулятора, так и со стороны бизнес-сообщества растет консенсус в отношении фундаментальной роли углеродной цены в переходе к декарбонизированной экономике. После ввода обязательной доли платных квот в казахстанской системе торговли выбросами или/и внедрения углеродного налога, бизнес-сообществу страны будет необходимо использовать внутреннее ценообразование на углерод (квоты) для оценки и прогноза влияния на свою деятельность, а также в качестве инструмента для выявления потенциальных климатических рисков и возможностей получения доходов, что, собственно, и осуществляется некоторыми крупными компаниями Казахстана, внедрившими различные модели и методики оценки внутренней углеродной цены.
Наконец, долгосрочные инвесторы будут использовать ценообразование на углерод для анализа потенциального воздействия политики в области изменения климата на свои инвестиционные портфели, как это делается в странах с развитым углеродным регулированием. Это позволит им пересматривать инвестиционные стратегии и перераспределять капитал в низкоуглеродные или устойчивые к изменению климата виды деятельности.
Также следует отметить, что раскрытие информации по внутренней углеродной цене является одной из рекомендаций TCFD отчетности (Task Force on Climate-related Financial Disclosures) – отчетности, направленной на раскрытие информации по финансовому влиянию климатических рисков на деятельность компании. Данные раскрытия будут также включены в готовящиеся к выпуску новые стандарты финансовой отчетности IFRS S1 и S2, которые планируется опубликовать в середине лета 2023 года и которые вступят в силу в 2024 году. Высока вероятность, что данные стандарты постепенно станут обязательными для казахстанских компаний, т.к. стандарты МСФО были адаптированы Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». Кроме того, исполнения стандартов МСФО требуют правила листинга Казахстанской фондовой биржи и биржи AIX.
В этой связи, учитывая предпринимаемые шаги и амбиции государства в усилении углеродного регулирования, возможное появление новых углеродных механизмов, усиление требований к раскрытиям по устойчивому развитию и нарастающий интерес к углеродной цене со стороны инвесторов, компаниям необходимо действовать проактивно и уже начинать адаптировать стратегии/политики к предстоящим изменениям.
Авторы статьи:
Айбек Тулепбергенов, консультант отдела услуг в области устойчивого развития, EY Казахстан
E-mail: Aibek.Tulepbergenov@kz.ey.com
Тел. +7 705 919 75 20
Даурен Кабылбек, консультант отдела услуг в области устойчивого развития, EY Казахстан
E-mail: Dauren.Kabylbek@kz.ey.com
Тел. +7 708 261 73 00
Руководитель:
Виктор Коваленко, Партнёр EY, руководитель отдела услуг в области устойчивого развития в странах Центральной Азии, Кавказа и Украине.
Email: Victor.Kovalenko@kz.ey.com
Тел. +7 777 308 10 99