Проекты
Прикаспийский газопровод заморожен
Это заставляет Казахстан активнее перенаправлять газовые потоки в сторону Китая

Расчеты Казахстана заработать на транзите туркменского газа по своей территории в Россию не сбылись. Одновременно понятно, что те объемы газа, которые Казахстан планировал подавать в Прикаспийскую газопроводную систему, чтобы далее они пошли в Европу, развернутся в обратном направлении — к южному соседу Китаю.
Одним из итогов октябрьского визита президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в Туркменистан в 2010 году стало решение о замораживании проекта строительства Прикаспийского газопровода, соглашение о котором было подписано в декабре 2007 года (см. «Хождение вокруг моря», Petroleum, № 1-2008, или на сайте www.petroleumjournal.kz). Тогда предполагалось, что эта труба пропускной способностью 20 млрд кубометров будет в перспективе соединена с газопроводом South Stream, что позволит вывести центральноазиатский газ в Европу через территорию России.
План проекта предусматривал реконструкцию в 2009–2010 годах старого трубопровода Средняя Азия–Центр-3 от туркменского Бегдаша до казахстанского Бейнеу с расширением мощности до 10 млрд кубометров газа в год, а на втором этапе, в 2010–2017 годах, — строительство нового газопровода до Александрова Гая на российско-казахстанской границе с пропускной способностью 20 млрд кубов в год. В результате должна была быть создана Прикаспийская газопроводная система (ПКГС) с пропускной способностью 30 млрд кубов газа в год против 0,46 млрд кубометров, прокачанных в 2006 году. Планировалось, что каждая страна реализует комплекс мероприятий на своей территории самостоятельно, за счет собственных инвестиций. 400 км трубы обязался построить Туркменистан, 1,5 тыс. км — Казахстан. Россия отвечала за расшивку узла на российской территории на входе трубы в Россию в Александровом Гае.
Однако начало реализации проекта неоднократно откладывалось. Вице-премьер, куратор российского ТЭКа Игорь Сечин так прокомментировал решение о замораживании строительства Прикаспийского газопровода после визита в Ашхабад: «У нас примерно одинаковые оценки европейского рынка потребления. В ближайшие три-четыре года он будет расти очень небольшими объемами. В связи с этим нам представляется тяжелым в ближайшие годы увеличивать экспортные поставки в Европу».
«Документ был подписан в 2007 году, когда рынок был голоден. И Россия была готова перекупать газ в Центральной Азии и пускать его по своей территории, чтобы убрать конкурентов, — считает аналитик российской инвестиционной компании «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. — Но сейчас у нас перепроизводство газа, поскольку Европа завалена дешевым СПГ. В этой ситуации даже South Stream, если его построят, будет нужен для перераспределения потоков, а не для прокачки газа из Центральной Азии».