Законодательство
Вопросы расторжения контрактов на проведение операций по недропользованию в одностороннем порядке
Лейла Махметова, старший юрист юридической фирмы GRATAДина Пак, партнер юридической фирмы GRATA

Значительная часть судебных споров о правах, предусмотренных законодательством о недрах, приходится на споры, связанные с расторжением контрактов на проведение операций по недропользованию (далее — Контракты).
Предлагаем вашему вниманию небольшой обзор судебной практики по Закону Республики Казахстан № 2828 «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 года (далее — Старый Закон), в котором мы попытались проанализировать отдельные толкования и применения судами законодательства Республики Казахстан при разрешении данной категории гражданских дел, описать проблемы, приводящие к возникновению судебных споров, и высказать свои суждения относительно законности и обоснованности некоторых судебных решений. В связи с тем, что на сегодняшний день судебная практика по спорам, связанным с односторонним расторжением Контрактов по Закону Республики Казахстан № 291-IV «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 года (далее — Новый Закон) еще не сложилась, мы надеемся, что данный обзор, учитывая опыт, выработанный судебной практикой по Старому Закону, сможет дать представление о возможной позиции судов при оспаривании одностороннего расторжения Контрактов в будущем. Необходимо также принять во внимание, что многие ранее заключенные Контракты (до введения в действие Нового Закона) содержат положения о том, что при существенном нарушении недропользователем обязательств, уставленных Контрактом либо программой работ, компетентный орган вправе расторгнуть Контракт в одностороннем порядке. Таким образом, можно сделать вывод о том, что по таким ранее заключенным Контрактам, в случае существенного нарушения недропользователем своих обязательств, компетентный орган будет руководствоваться положениями Контрактов и расторгать Контракты в случае существенного нарушения недропользователем своих обязательств, уставленных Контрактом либо программой работ.
Основания и порядок одностороннего расторжения Контракта (в соответствии с практикой, сложившейся в период действия Старого Закона): выбор закона, подлежащего применению
В большинстве случаев Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан[1] (далее — Компетентный орган) расторгало Контракты на основании пп. 4 п. 2 ст. 45-2 Старого Закона, то есть при существенном нарушении недропользователем обязательств, установленных Контрактом либо программой работ. В законодательстве о недрах понятие существенного нарушения обязательств Контракта отсутствует, однако в п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее — ГК РК) закреплено понятие существенного нарушения договора. Существенным признается такое нарушение договора одной из сторон, которое в значительной степени лишает другую сторону того, на что она была вправе рассчитывать при заключении договора. При этом п. 2 ст. 401 ГК РК закрепляет судебный порядок расторжения договора по требованию одной из сторон в случае его существенного нарушения. П. 2 ст. 45-2 Старого Закона, напротив, указывал, что право на расторжение Контрактов в одностороннем порядке имеет Компетентный орган, и тем самым предоставлял Компетентному органу право расторгать Контракты своими приказами.
Поэтому в ходе разрешения споров, связанных с расторжением Компетентным органом Контрактов в одностороннем порядке, судам часто приходится разрешать вопрос о допустимости применения к отношениям, связанным с использованием недр, гражданского законодательства. При этом, конечно, они обращались к статьям ГК РК и Старого Закона, в которых проводится разграничение между сферами действия законодательства о недрах и гражданского законодательства Республики Казахстан.
Согласно п. 3 ст. 4 Старого Закона, гражданско-правовые отношения, связанные с правом недропользования, регулируются нормами гражданского законодательства, если они не урегулированы нормами Старого Закона. Аналогичная норма закреплена и в п. 1 и 3 ст. 1 ГК РК: «К отношениям по использованию природных ресурсов, основанных на равенстве участников, гражданское законодательство применяется в случаях, когда эти отношения не регулируются законодательством об использовании природных ресурсов». Новый Закон также содержит положение о том, что гражданско-правовые отношения, связанные с правом недропользования, регулируются нормами гражданского законодательства Республики Казахстан, если они не урегулированы нормами Нового Закона.

Кроме того, в п. 1 ст. 42 Старого Закона отдельно указано, что заключение, исполнение, изменение или прекращение контракта производится в соответствии с самим Законом и гражданским законодательством Республики Казахстан.
Таким образом, если отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения, изменения или прекращения контракта, не урегулированы законодательством о недрах и недропользовании, то к ним (по Старому Закону) могли применяться нормы гражданского законодательства.
В соответствии с Новым Законом заключение, исполнение, изменение или прекращение контракта производится в соответствии с Новым Законом, без отсылки к гражданскому законодательству.
Следует отметить, что в судебной практике вопрос о соотношении законодательства о недрах и гражданского законодательства решался неоднозначно. Например, суд г. Астаны как минимум в четырех своих решениях указал, что, поскольку в законодательстве о недрах понятие существенного нарушения Контракта не раскрывается, подлежит применению п. 2 ст. 401 ГК РК, закрепляющий определение понятия существенного нарушения договора. Таким образом, суд посчитал допустимым одновременное применение к отношению, вытекающему из Контракта, и гражданского законодательства, и законодательства о недрах, причем норма гражданского законодательства рассматривалась судом как действующая в дополнение к норме законодательства о недрах.
В то же время Коллегия по гражданским делам Верховного суда РК в нескольких случаях продемонстрировала другой подход: если отношение, связанное с использованием недр, урегулировано законодательством о недрах и недропользовании, то нормы гражданского законодательства к данному отношению не применяются вообще, даже если они раскрывают понятия, которые упомянуты, но не раскрыты в законодательстве о недрах и недропользовании.