FEMALE LEADERSHIP IN KAZAKHSTAN❜S ENERGY INDUSTRY
Женское лидерство: смена парадигмы
Айжан Хамитова, директор по развитию бизнеса Рейтингового агентства ESGQ, практикующий коуч, бизнес-тренер, фасилисатор – в эксклюзивном интервью Petroleum о женском лидерстве, социальной ответственности и отказе поколения зумеров от гендерных стереотипов
Директор по развитию бизнеса «Рейтингового агентства ESGQ»
Руководитель профессионального сообщества GR HUB
Практикующий коуч, бизнес-тренер, фасилитатор
Создатель и куратор программы Mini MBA in GR
– Весь мир, и Казахстан не исключение, давно говорит о том, что продвижение роли женщин в экономике и политике, да и вообще в общественной жизни – это не только вопрос социальной справедливости, но уже и стратегической необходимости. По вашему мнению, как женское лидерство может влиять на формирование более устойчивого и справедливого общества в целом?
– Два года назад я проводила опрос среди мужчин о том, что они думают о теме женского лидерства в Казахстане. Опрашиваемые мужчины разделились на три практически равные группы: первая – активно поддерживает идею женского лидерства, вторая – категорически против, а третья – сомневается. Я бы интерпретировала это так: высказывает свое предположение о том, что женщина-лидер вряд ли сможет «устроить свою судьбу» или сомневается, что у неё будет хватать времени на семью.
Один ответ я помню наизусть, он мне очень нравится. Автор неизвестен, так как опрос был анонимным: «Женщины Казахстана – это наше «секретное оружие» и один из нераскрытых потенциалов общества, которым мы неизбежно должны будем воспользоваться как можно скорее. Грядут большие перемены!».
В этом ответе всё: и про то, что мы сами еще не осознаем, какая мощная энергия таится в женском лидерстве, этот потенциал недоиспользован, и о том, что всё меняется. Я уверена, женское лидерство как раз и может стать ключом к устойчивому развитию общества.
О чем говорит концепция устойчивого и справедливого общества? Если простыми словами и кратко, то это о нашем с вами стремлении создать сбалансированное и равноправное сообщество, которое сможет обеспечить благополучие и равные возможности для всех его членов, без исключения.
Женское лидерство ассоциируется с высокой степенью социальной ответственности. Женщины искренне поддерживают семейные ценности, равноправие, верховенство закона. Это способствует созданию именно тех условий в обществе, где учитываются потребности всех его членов.
Когда я говорю общество, то я имею ввиду население, неправительственные организации, органы государственной власти, бизнес. И вот бизнес, к нашему счастью, начинает меняться, я уверена, это происходит во многом благодаря женщинам. Компании учитывают в своей деятельности не только финансовые и производственные показатели, всё больше внимания уделяется экологической и социальной ответственности: разнообразию и инклюзивности, поддержке образовательных проектов, благополучию не только сотрудников, но и их семей, заботе о здоровье населения, которое очень зависит от состояния окружающей среды и т.д.
– Какие шаги могут быть предприняты для создания более инклюзивной среды для поддержки женского лидерства?
– Такие меры закреплены во многих международных протоколах, в наших национальных документах, в них говорится о женском предпринимательстве, о финансовой поддержке, об активизации женщин в политике. Но я бы хотела подсветить этот вопрос с другой стороны – пропаганда роли женщин.
Да, именно пропаганда.
Это информационная стратегия и наши усилия в информационной среде для изменения восприятия роли женщин. Цель заключается в том, чтобы показать обществу и самим женщинам, в том числе, что они способны успешно справляться с разными задачами и играть важные роли в различных областях жизни: от бизнеса и науки до политики и искусства.
Что здесь важно? Осознанное формирование образов и историй, которые отражают и поддерживают женское лидерство и активную роль женщин в обществе. Я пришла к этому выводу в результате своего социологического исследования об особенностях развития женской карьеры в Казахстане.
Во-первых, на вопрос о том, кого из женщин-лидеров вы знаете и на кого можно было бы равняться, 50% назвали казахстанские имена, 38% – упомянули женщин из других стран. А 12% вообще никого не смогли указать или вспомнить.
Во-вторых, 17% сказали, что не знают никаких женских союзов и ассоциаций (которых, кстати, у нас великое множество).
В-третьих, почти 25% женщин сообщили, что получали предложение о повышении, о руководящей позиции или приглашение в правление и совет директоров, но отказались.
Почему? Вот некоторые из ответов:
Когда-то давно я и сама отказалась от очень престижной руководящей должности, «потому что я женщина».
Вы спросили меня, что нужно делать?
Необходима активная пропаганда ролей женщин, которая включает в себя создание положительных образов в средствах массовой информации. Это могут быть телевизионные программы, фильмы, реклама и онлайн-контент, где женщины представлены в разнообразных, сильных и успешных ролях.
Поддержка и публичное признание женских лидеров, а также показ успешных кейсов в различных сферах.
Нужно транслировать это и через образовательные программы, целью которых будет изменение мнений и восприятия о потенциале и возможностях женщины. Примечательно, что на всех курсах об ESG, которые я преподавала (прим. – экологическая и социальная ответственность, корпоративное управление), вопрос гендерного равенства вызывает очень бурные и неоднозначные дискуссии. Эта тема воспринимается как «посягательство женщин на мужскую территорию». Вот здесь важно аккуратно и грамотно «снимать» напряжение и сопротивление через правильное раскрытие понятия «гендерное равенство».
Спорт. Мы мало задействуем тему спортивных достижений женщин. Создание положительных образов в спорте тоже способствует изменению стереотипов.
Женское предпринимательство. Тоже достаточно успешное направление. Но это такое особенное «женское царство», и это часто мероприятия женщин для женщин. Хотелось бы видеть там в качестве гостей школьников, студентов (и парней, и девушек), ну и, конечно, мужчин. Женщинам есть чем поделиться.
Что еще нужно сделать? Спросить у самих женщин. Например, вот что они ответили на мой вопрос «Что или кто может вас поддержать и мотивировать?».
– С какими сложностями сталкиваются женщины в своей работе или при продвижении по карьерной лестнице?
– По результатам моего опроса, самая распространенная проблема – совмещение работы и заботы о семье, декрет (все вместе 47% ответов).