Atyrau Oil & Gas
Прикаспийские страны нуждаются в новых логистических схемах поставок нефти и нефтепродуктов
Более 70 представителей нефтегазовой отрасли из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, России, ОАЭ, Азербайджана, Беларуси, Чехии, Мальты, Словакии обсуждали на «круглом столе» в Алматы актуальные вопросы нефтепереработки, экспорта нефти и нефтепродуктов .
Организатором «круглого стола» выступила компания Confidence Information Services при поддержке Coral Energy. Главными темами для дискуссий стали рынок нефти и нефтепродуктов Казахстана и Центральной Азии, перспективы и логистика экспорта. Поговорили участники о конкурентных преимуществах и недостатках крупных и мини-НПЗ. Модератором обсуждений выступил член Общественного совета Министерства энергетики Казахстана, генеральный директор Almex Polymer Олжас Байдильдинов.
Он рассказал об идущей сейчас в Казахстане реформе ценообразования на топливном рынке. Кардинальным новшеством стал отказ от давальческой схемы: НПЗ теперь могут напрямую покупать нефть у добывающих компаний, занимаясь после переработки маркетингом готовых нефтепродуктов. Однако новая схема показала и ряд недостатков. При лозунгах о либерализации рынок продолжает регулироваться через ежемесячный план поставок нефти на НПЗ, утверждаемый министерством энергетики, через предельные цены на реализацию сырой нефти (около $20-25 за баррель), установление тарифов на переработку и транспортировку, а также установление предельных цен реализации отдельных видов нефтепродуктов. Государство до сих пор не отказалось от регулирования цен на высокооктановые марки бензина, в частности, Аи-95.
Всё это приводит к тому, что несмотря на завершенную программу модернизации НПЗ, на рынке периодически ощущается дефицит топлива. По индикативному плану, утверждаемому ежегодно правительствами Республики Казахстан и Российской Федерации, в 2023 году планировался импорт 800 тыс. тонн дизтоплива при собственном производстве 5 млн тонн, 300-350 тыс. тонн бензина (внутреннее производство около 5 млн тонн). Также импортируется около 300 тыс. тонн гудрона при внутреннем производстве 1,1-1,2 млн тонн битума, а также 30-40% от потребления авиатоплива (около 800 тыс. тонн в год).
Мощности трёх крупных НПЗ загружены практически на 100%, новый завод АО «Конденсат» в Западно-Казахстанской области фактически в состоянии дефолта, сектор мини-НПЗ зарегулирован. В этих условиях министерство энергетики заявило о намерении расширить мощность ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (Шымкентский НПЗ) с 6 млн до 9 млн либо до 12 млн тонн в год (окончательное ТЭО будет утверждено в 2024 году). При этом у «КазМунайГаза» и CNPC (акционеры ТОО) отсутствуют дополнительные источники сырья для переработки. Президент страны поручил правительству проработать вопрос поставки 5 млн тонн нефти в год на НПЗ из объемов «Тенгизшевройл», КПО и NCOC.
Даже если вопрос удастся решить положительно в условиях диспаритета цен на сырую нефть на внутреннем и экспортном рынках, необходимо расширение нефтепроводов для поставки нефти с запада на юг, а также «расшивка» узких мест перегруженного южного железнодорожного транспортного узла. В настоящее время отсутствие ценовых ориентиров не позволяет китайскому со-акционеру ТОО просчитать инвестпроект.
Председатель нефтегазового совета Казахстана Petrocouncil Асылбек Джакиев в своем выступлении «Нефтепереработка Казахстана: тенденции и перспективы» представил текущую ситуацию с производством, переработкой нефти и потреблением нефтепродуктов. Завершившаяся модернизация отечественных НПЗ позволила увеличить производство бензина с 3 млн до 5,02 млн тонн в год, дизтоплива – с 4 млн до 5,3 млн тонн. В настоящее время нацкомпания «КазМунайГаз» приступает к реализации новых инвестпроектов на всех трёх НПЗ. Это расширение мощности Шымкентского завода (предполагаемый срок завершения проекта – 2029 год); увеличение выпуска светлых нефтепродуктов за счет глубокой переработки мазута на Атырауском заводе и строительство установки по очистке от серы сжиженного нефтяного газа на Павлодарском НХЗ (срок завершения – 2025 год).
Основным экспортным нефтепродуктом Казахстана в 2022 году оставался мазут (75% всего экспорта нефтепродуктов). Железнодорожный экспорт темных нефтепродуктов по итогам года вырос на 25% – до 2,49 млн тонн. При этом более чем в 4 раза сократились отгрузки на узбекские ТЭЦ и Ферганский НПЗ. Основной объем бензина АИ-92 был вывезен в порты Балтии.