Проекты
Казахская нефть для Евросоюза. Получится ли Европе заместить российское сырьё казахским?
«КазМунайГаз» позвали на Балканы
«КазМунайГаз» и хорватский оператор нефтетранспортной системы страны «Jadranski naftovod» (JANAF) по итогам первого заседания казахстанско-хорватской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в Загребе в начале года, заключили меморандум о взаимопонимании. Документ подтверждает готовность сторон начать обсуждение сотрудничества в области транспортировки нефти и хранения нефти и нефтепродуктов.
JANAF, управляющая нефтяным терминалом в порту Омишаль на острове Крк, нефтеперерабатывающим заводом в Риеке и системой нефтепроводов «Адрия» на территории Хорватии, заявила, что готова помочь КМГ расширить географию и объемы экспорта нефти потребителям в балканских и восточноевропейских странах через нефтепровод «Адрия» и терминал Омишаль.
Проектная пропускная способность ««Адрии» составляет 34 млн тонн нефти в год, установленная – 20 млн тонн, Строительство трубопровода, задуманного для поставок нефти из Советского Союза в страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) еще в конце 1960-х, фактически началось в 1984 году, и он был запущен в эксплуатацию в преддверии краха социалистического блока в Восточной Европе, в 1989 году.
Два года спустя после кровопролитной войны и последовавшего распада Югославии на несколько независимых государств, эксплуатация «Адрии» была остановлена, её объекты законсервированы. Северная ветка нефтепровода была вновь открыта в конце 1995 года, и с тех пор периодически использовалась для прокачки сырья, в основном, в реверсном режиме.
Поэтому прежде, чем принимать решение о долгосрочном сотрудничестве, «КазМунайГазу» совместно с хорватскими специалистами придется провести полный технический аудит, оценить, какие участки инфраструктуры необходимо восстановить, отремонтировать или модернизировать, и главное – решить, кто оплатит эти работы?
Лишь после этого можно будет принимать решение: пойдет ли нефть из Казахстана в Хорватию, Венгрию, Сербию, Словению, Боснию и Герцеговину, которые в течение двух последних лет на себе ощущают влияние антироссийских санкций.
Российская нефть под запретом
Евросоюз ввел запрет на импорт российской нефти по морю 5 декабря 2022 года, одновременно страны «Большой семерки» установили потолок цен на морской экспорт нефти из России на уровне $60 за баррель. Исключение сделано лишь для Болгарии, которой временно, до конца 2024 года, разрешено продолжать импортировать нефть из России по Чёрному морю для своего НПЗ в Бургасе.
Эмбарго де-юре не распространяется на экспорт российской нефти по нефтепроводу «Дружба», маршрут которого начинается в России и далее разделяется на две ветки: северная идет через Беларусь и Польшу в Германию, южная – через Украину в Словакию, Чехию и Венгрию.
Однако заводы польского госконцерна Orlen и немецкие нефтеперерабатывающие заводы в Лойне и Шведте, получавшие нефть по северной ветке, добровольно остановили закупки российской нефти в конце 2022 года. Одновременно правительство Германии на основании закона об энергетической безопасности взяло в доверительное управление компании «Rosneft Deutschland GmbH» (RDG) и «RN Refining & Marketing GmbH» (RNRM). Таким образом, Федеральное сетевое агентство получило под свой контроль дочернюю структуру «Роснефти» с долями в трех нефтеперерабатывающих заводах: «PCK Raffinerie» в Шведте (доля «Роснефти» 54,17%), «MiRo» в Карлсруэ (24%) и Bayernoil в Вогбурге (28,6%).
«Rosneft Deutschland» является влиятельным игроком на топливном рынке страны, контролируя около 12% всех немецких нефтеперерабатывающих мощностей. Завод в Шведте закрывает около 90% потребностей берлинской агломерации в топливе, и «Роснефть» фактически утратила контроль над ним. Компания пыталась оспорить это решение в германском суде, но безуспешно. Совладельцами «PCK Raffinerie» являются «Shell» и «Eni».
Чем отличается Urals от KEBCO
После отказа от российского сырья немцы прилетели за нефтью в Казахстан. Причем в составе делегации были не только топ-менеджеры завода, но и высокопоставленные политики, что означало не просто коммерческий характер сделки. Переговоры прошли успешно, и в декабре 2022 года АО «КазТрансОйл» направило в ПАО «Транснефть» годовую заявку на транспортировку в 2023 году 1,2 млн тонн казахстанской нефти по системе магистральных нефтепроводов «Транснефти» по направлению пункта сдачи нефти «Адамова застава» для дальнейшей поставки в Германию – по северной ветке «Дружбы». Фактически поставки начались в феврале 2023 года.
Всего в прошлом году Казахстан поставил в Германию 993 тысячи тонн нефти с месторождения Карачаганак. Заместить российские поставки они, конечно, не смогли – в 2021 году, до начала войны, «Роснефть» обеспечивала завод сырьем в объеме 17 млн тонн в год, но, как говорится, начало положено. Заявка на 2024 год составляет также 1,2 млн тонн, но как заявил министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев, федеральное правительство обратилось с просьбой увеличить её в два раза: до 2,4 млн тонн.
По документам, нефть из Казахстана, поступающая по «Дружбе» – основному экспортному маршруту для российского сорта Urals – маркируется как KEBCO (Kazakhstan Export Blend Crude Oil). Этот сорт был зарегистрирован в июне 2022 года именно для того, чтобы дистанцироваться от подсанкционной российской нефти. Хотя по своему химическому составу она абсолютно идентична Urals. По этому поводу у нефтяников даже бытует шутка:
Отличить российскую Urals от казахстанской KEBCO очень легко:
Urals:
- плотность (°API) - 30,2;
- содержание серы – 1,6%;
- коэффициент перевода из метрических тонн в баррели – 7,1880;
а KEBCO, наоборот:
- плотность (°API) – 30,2;
- содержание серы – 1,6%;
- коэффициент перевода из метрических тонн в баррели – 7,1880.