Эксклюзив
Геологи креативят, называя морские открытия
Райан Хоуливелл, PetroleumМало открыть нефтегазовое месторождение, надо еще и дать ему название, которое принесет удачу. По каким принципам выбирают имена для месторождений? Журналист Райан Хоуливелл из газеты Houston Chronicle проанализировал, как это происходит в мире. А журнал Petroleum– в Казахстане

Сотрудники компании LLOG Exploration Co любят фильм «Зверинец», поэтому, когда в 2012 году они обнаружили нефтяное месторождение на глубине свыше 18 000 футов от поверхности морского дна, то назвали его в честь Блуто, сквернословящего дегенерата, которого сыграл Джон Белуши в комедии 1978 года. Еще одно открытие неподалеку получило название аналогичным образом. Его назвали в честь Мармаларда, опрятного лидера братства, соперничающего с Блуто. А что с плавучей платформой, которая в следующем году начнет давать нефть? Ее нарекли Домом Дельта, в честь дома неуживчивых киношных братьев. «Это очень серьезный бизнес, – говорит Эрик Циммерман, вице-президент по геологии в компании, базирующейся в Ковингтоне (Луизиана), – но это и место, где мы можем немного повеселиться».
Перечисленные выше – не единственные необычные имена в портфеле шельфовых месторождений LLOG. Один из их крупнейших активов, расположенный к западу от персонажей «Зверинца», называется Ху Дат – в честь кричалки, распеваемой болельщиками футбольной команды «Нью-Орлеанские ангелы». «Большинство из нас – уроженцы Луизианы, – говорит Циммерман. – Мы были фанатами «Ангелов». И действительно, по всему Мексиканскому заливу энергетические компании дают нефтяным месторождениям имена, варьирующиеся в диапазоне от умных и творческих до совершенно невероятных.
Компания BHP Billiton ожидает орды поступлений со своего месторождения Чингисхан. Shell надеется, что ее месторождение Хабанера ожидают горячие перспективы. А в пакете активов BP попадается название Бешеная собака.
Названия являются частью длящейся десятилетиями отраслевой традиции. Почти во всех нефтяных компаниях, отнюдь не руководители или отделы маркетинга дают название морскому нефтяному месторождению. Это делает геолог, открывший его. «Это привилегия тех людей, кто вовлечен в тяжелый труд по разработке разведочного участка, – говорит Джон Шепард, менеджер по разведке в Латинской Америке компании Shell Oil Co., который ранее работал на проектах в Мексиканском заливе. – Это прекрасный пример действия принципа «снизу-вверх», а не «сверху вниз».
Shell держит линии названий морских нефтяных месторождений в честь пород коров (Гернси, Гольштейн, Ангус), персонажей мультфильмов (Попай, Буллвинкль, Рокки) и даже известных физиков (Бор, Кеплер, Кулон). Присваиваться могут еще более своеобразные названия. Один из крупнейших проектов BP в Мексиканском заливе называется На-Кика, по имени божества в образе осьминога с островов Гилберта.
Некоторые геологи выбирают для названий что-то из рока.
Компания Hess Corp. владеет разработкой, именуемой Колокола, по названию дебютного альбома английского рокера Майка Олдфилда, хотя это относительно новое месторождение, которое обнаружили спустя 30 лет после выпуска альбома в 1973 году. Слепая вера компании Chevron связана с названием одной из групп Эрика Клэптона.
Традиция присвоения имен выполняет важные функции, помимо потакания прихотям лиц, обнаруживших нефть. «На суше нефтяные месторождения обычно называются в честь ближайших географических объектов, типа городов или рек», – говорит Джастин Девери, глубоководный аналитик Мексиканского залива из компании IHS, ранее работавший геологом в Unocal Corp.
Полезная кодировка
На самом деле, это не действует для открытого океана.
Карты участков разработок, расположенных на федеральных землях, определяют местоположение морских нефтяных месторождений, но обозначают их сухим языком правительственных чиновников. Ху Дат, например, расположен в блоках 503, 546 и 547 в районе, известном как Каньон Миссисипи. Нефтяные компании предпочитают условные обозначения, легко сходящие с языка. Вдобавок, названия могут служить кодировкой для предотвращения преждевременного информирования конкурентов относительно точного места, в котором компания предполагает приобрести для бурения участок федеральных земель. «Если кому-то случится подслушать, как некоторые из нас говорят о разведке Ровера, они не поймут, о чем идет речь», – говорит Шепард.
Шепард, работающий на Shell с 1980 года, говорит, что компания первоначально использовала буквы и цифры в качестве кода для маскировки местонахождения интересующего ее разведочного участка. Но вскоре это оказалось обременительным. Первый разведочный участок, на котором он работал, был известен просто как P-471. «Думаю, они пришли к выводу, что кодовые цифры были почти также трудны для запоминания, как и подразумевавшиеся под ними номера блоков», – говорит он.
В более ранний период морских разведок названия часто основывались на простой тематике вроде видов акул (Большая белая, Мако, Тигровая), инструментов (Бурав, Мачете, Отвертка) или титулов (Королева, Король, Принцесса). Как правило, названия участков, расположенных в непосредственной близости друг к другу или приобретенных в одно и то же время, выдерживаются в одной подобной тематике. Но по мере того, как простая тематика оказалась использованной, геологам пришлось подходить к делу более творчески.
Иногда они выбирали названия, отражающие их интересы или хобби. У Shell имеется группа разведочных участков в восточной части Мексиканского залива, которые названы в честь топонимов, известных по гражданской войне, в том числе Виксберг, Геттисберг и Аппоматокс. «Тед Годо, геолог из компании Shell, который помогал обнаружить их, был любителем всего, что связано с Гражданской войной», – рассказывает Шепард.
Физические характеристики месторождений также могут служить источником названий. «Одно из морских месторождений в Нигерии называется Нсико, означающее «лобстер» на местном наречии, и названо так, потому что его сейсмическое изображение напоминает очертания ракообразного», – говорит Бобби Райан, вице-президент по глобальным исследованиям компании Chevron. Скважина, пробуренная около Луизианы, была названа Медвежьим горбом, когда выяснилось, что ее сейсмическая карта напоминает геологам эту отличительную особенность спины медведей-гризли.

Договориться о названии может оказаться затруднительным, если в одну разработку вовлечены несколько компаний. Когда в 1990-х четыре нефтяных компании объединились над разработкой одного обширного месторождения, они столкнулись с дилеммой, поскольку были предложены четыре разных названия: Брахиозавр, Альфа Центавра, HI-C и Анаконда. Окончательное название стало предметом многочисленных дискуссий. «Наконец, один из лидеров моей команды встал с сигаретой во рту и сказал: мы попусту тратим времени. Назовем его БАХА – все буквы заглавные – по первым буквам предложенных названий», – рассказывает Райан. И название закрепилось.