Эксклюзив
Европа: энергетический союз – новая энергетическая парадигма? Безопасность и независимость – ключевая стратегия ЕС
Берлин Иришев, SB Capital (Paris) b.irish777@gmail.com
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ:
- ЕС является крупнейшим в мире импортером энергетических ресурсов: ЕС импортирует 53% своей энергии, с годовой стоимостью около €400 млрд.
- Годовой объем импортируемого газа составляет 300 млрд кубометров, из которого 125 млрд поставляется российским «Газпромом».
- Более €1 трлн – такова сумма инвестиций в энергетический сектор ЕС только лишь к 2020 году.
- Европейские компании возобновляемых источников энергии, в совокупности, имеют годовой оборот в € 129 млрд с числом занятых до миллиона человек.
- Оптовые цены на электроэнергию в Европе на 30% выше, чем в США. Оптовые цены на газ почти в два раза выше, чем в США. Дороговизна электроэнергии снижает конкурентоспособность европейских товаров и препятствует экономическому росту.
- 6 государств-членов ЕС зависят от одного внешнего поставщика для всего объёма импортируемого газа.
- 75% жилого фонда ЕС считается энергетически неэффективным;
- 94% процентов транспортных перевозок зависят от нефтепродуктов, из которых 90% импортируется.
- Европейская энергетическая система, эффективно использующая трансграничные обмены, может сэкономить потребителям до €40 млрдв год.
- Выбросы ЕС парникового газа сократились на 18% за период 1990-2011 г.г.
- К 2030 г. ЕС ставит задачу по сокращению выбросов парникового газа до 40%. Для этой цели предусмотрено увеличение доли возобновляемых источников энергии на 27%, и повышение энергетической эффективности до 30%.
ОТ НЕЗАВИСИМОСТИ К БЕЗОПАСНОСТИ
25 февраля Европейская комиссия обнародовала Концепцию Энергетического союза. Следует признать, что предстоящее создание энергетического союза означает очередной этап углубления процесса интеграции. Этот союз окажется в ряду интеграционных моделей третьим после союза Валютного (с созданием наднациональной валюты евро и его органа управления – Европейского центрального банка) и Банковского (с созданием единого надзорного органа над европейскими банками). Интеграционный принцип перевода ряда полномочий национальных правительств в сфере энергетики на наднациональный европейский уровень присутствует и в концепции Энергетического союза.
Энергия является индустриальным хлебом, без которого невозможны ни экономический рост, ни прогресс в науке и технике, не говоря о простом комфорте жизни. Поэтому неудивительно, что вопросы энергетической безопасности в цивилизованных странах выдвигаются на первое место. По мнению разработчиков концепции единого рынка, главными проблемами, препятствующими прогрессу на энергетическом рынке, являются отсутствие интегрированности рынка, ведение несогласованных между собой национальных политик и отсутствие общей позиции по отношению к третьим странам, не входящим в ЕС.
Между тем, в Европе энергетическая безопасность в немалой степени увязывается с независимостью от поставщиков этих ресурсов. ЕС импортирует 53% потребляемой энергии. Некоторые страны зависят от одного главного поставщика газа. Диверсификация поставщиков – главный ключ к обеспечению энергетической безопасности.
Рамочная стратегия Энергетического союза представляет видение будущего, а также объединяет меры в различных сферах в одну общую последовательную стратегию. Эти меры призваны укрепить союз на основе солидарности и взаимного доверия между странами-членами ЕС. Основным содержанием Энергетического союза, по замыслу Брюсселя, станет создание единого рынка сбыта энергоносителей, интеграция национальных газотранспортных систем 28 стран и выстраивание инфраструктуры, объединяющей энергетические сети стран Евросоюза.
В целях усиления регулирования единого рынка, Агентство по сотрудничеству органов регулирования энергетики (ACRE) будет наделяться большей властью и независимостью. Это обеспечит Агентству возможность эффективного мониторинга развития внутреннего энергетического рынка, соответствующих рыночных правил, а также позволит ему решать все трансграничные проблемы, возникающие в результате создания однородного внутреннего рынка. Такая интеграция ведет к тому, что страны ЕС лишаются части суверенитета в энергетической политике в пользу Еврокомиссии.

КАКОВЫ ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОЮЗА?
Энергетический союз предусматривает достижение трех целей в области энергетической политики ЕС: безопасность поставок, долгосрочность и конкурентоспособность. Для достижения этих целей, союз будет работать в пяти взаимодополняющих направлениях: энергетическая безопасность, солидарность и доверие; внутренний энергетический рынок; энерго-эффективность как фактор снижения спроса; декарбонизация экономики; научные исследования, инновации и конкурентоспобность.
Эти пять направлений соответствуют сферам, требующим наибольшей интегрированности и координации. По каждому направлению определен список мер, которые будут приняты в ближайшие годы. Регулярный мониторинг и пересмотр этого плана действий позволят обеспечить соответствие мер актуальной конъюнктуре.
В этом контексте, в области газа, комиссия разработает пакет мер, в число которых войдут пересмотр регламента о безопасности газоснабжения.
Большое внимание уделяется вопросу повышению прозрачности на газовом рынке. Концепцией энергетического союза предусматривается расширение полномочий Еврокомиссии при одобрении газовых сделок с третьими странами. Прежде чем подписать новые соглашения со странами - поставщиками газа, государства ЕС должны будут передать договоренности на рассмотрение Еврокомиссии «на предмет соответствия законам ЕС». Теперь все газовые сделки стран Евросоюза подлежат согласованию с Европейской комиссией в начале переговорного процесса, а не после их подписания. В таком случае Брюссель получает возможность не ограничиваться проверкой межправительственных соглашений, но и требовать внесения в них изменений, что было нереально до этого. Участие комиссии в переговорах с третьими странами и переход к типовым пунктам договора позволят эффективно противостоять всякого рода давлению, включая политическое, и обеспечат соблюдение европейских интересов в рамках действующего законодательства. Такие меры должны полностью соответствовать правилам ВТО и антимонопольному законодательству ЕС.
Это требование будет распространяться как на межгосударственные, так и на коммерческие контракты. Таким образом, за Брюсселем останется последнее слово по сделке с тем, чтобы ЕС был единой стороной в процессе переговоров с третьими странами.[1]
Особо предусматривается усилить прозрачность коммерческих контрактов по поставкам газа. Комиссия представит предложение по решению этого вопроса в рамках пересмотра законодательства по безопасности поставок газа.