Законодательство
Налоговые вопросы финансирования нефтегазовых проектов в Казахстане
Андрей Кудьяров, LLM (Leiden), налоговый менеджер, PwCРената Адилова, налоговый консультант, PwC


Казахстан известен огромными запасами нефти и газа. В настоящее время на территории республики насчитывается более 200 действующих месторождений, еще больше исследуется. Успешная разведка и разработка месторождений требует значительных капитальных вложений, в частности с помощью внутреннего или внешнего долгового финансирования.
В данной статье описываются основные налоговые вопросы, требующие проработки при внутригрупповом финансировании нефтегазовых проектов в Казахстане, а также ключевые моменты эффективного налогового структурирования таких займов с точки зрения налогового законодательства Казахстана.
Введение
Многие распространенные структуры финансирования проектов по разведке и разработке нефтегазовых месторождений в Казахстане разработаны еще до принятия нового Налогового кодекса в 2009 году. В те времена финансирование нефтегазовых проектов подразумевало наличие материнской компании в одной из офшорных юрисдикций, находящихся в настоящее время в «черном списке» для целей казахстанского налогообложения (например, Британские Виргинские острова или Нормандские острова)[1]. Такие материнские компании кредитовали свои дочерние компании в Казахстане на стадии разведки и добычи, вкладывая минимальный уставной капитал. Например, капитал казахстанской компании мог составлять $500, в то время как внутренние займы — $50 млн. Как правило, вознаграждение по таким займам не выплачивалось до начала коммерческой добычи. В большинстве случаев такие займы были беспроцентными или процентная ставка была существенно ниже рыночной.
Подобные схемы финансирования не являются эффективными с точки зрения налогового законодательства Казахстана, в частности из-за следующих факторов:
- ограничения по вычету вознаграждения для целей корпоративного подоходного налога (20%) и налога на сверхприбыль (по ставке до 60%);
- налог у источника по вознаграждению;
- правила трансфертного ценообразования.
Момент признания вычета
Расходы на геологическое изучение, разведку, подготовительные работы к добыче полезных ископаемых, в том числе затраты на финансирование этих работ, не могут вычитаться для целей КПН по мере их возникновения. Вместо этого такие расходы составляют отдельный пул амортизируемых активов и вычитаются из совокупного годового дохода в виде амортизационных отчислений, после коммерческого обнаружения и начала добычи полезных ископаемых.