Эксклюзив
Национальный энергетический доклад KAZENERGY: новый взгляд на энергетику Казахстана
Руслан Мухамедов, заместитель директора ТОО «Центр мониторинга и экспертизы рынка»В 2013 году Ассоциацией KAZENERGY было принято решение о подготовке комплексного документа, содержащего информацию о текущем состоянии и перспективах развития нефтегазовой, угольной, урановой, тепло- и электроэнергетических отраслей экономики Казахстана. Главной задачей было получить систематизированный материал, четко характеризующий положение дел в отечественном топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), в котором были бы разобраны основные проблемы отраслей ТЭК, определены наиболее приоритетные мероприятия для решения таких проблем и составлены собственные долгосрочные прогнозы развития комплекса.
В результате, 16 января 2014 года на 15-м заседании совета ассоциации была проведена официальная презентация Национального энергетического доклада KAZENERGY 2013, который впоследствии получил высокую оценку членов ассоциации, представителей государственных органов Казахстана, а также большого количества отечественных и зарубежных экспертов.
Между тем, за последние 2 года в мире произошли фундаментальные изменения, оказавшие значительное влияние на экономику Казахстана. Резкое падение мировых цен на энергоносители заставило многие страны - производители энергоресурсов пересматривать реализуемую политику в сфере добычи сырья и привлечения инвестиций в отрасль.
В этой связи ассоциацией было принято решение осуществить в рамках подготовки к Х юбилейному Форуму KAZENERGY 2015 выпуск новой версии Национального энергетического доклада. При этом, в целях представления максимально объективной информации о перспективах развития мировых рынков энергоносителей, влиянии наблюдаемых процессов на топливно-энергетический комплекс Казахстана, а также о реализуемых и планируемых к реализации мероприятиях по развитию ТЭК страны, к разработке Национального энергетического доклада KAZENERGY 2015 (далее – Доклад) была привлечена одна из ведущих международных консалтинговых компаний – IHS Energy (IHS Energy).
В подготовленном IHS Energy совместно с казахстанскими экспертами Докладе приводится детальная статистическая информация по всем отраслям ТЭК республики, проводится анализ действующих в стране систем государственного регулирования рынков энергоресурсов (нефть, газ, нефтепродукты, уголь, уран, электро- и тепловая энергия), а также даются комплексные рекомендации по их дальнейшему развитию.
Прогноз мировых цен на нефть
Одним из наиболее актуальных вопросов, освещенных в Докладе, является прогноз мировых цен на нефть. По мнению IHS Energy, более чем двукратное падение цен на нефть в начале текущего года было вызвано как перенасыщенностью рынка (главным образом, в связи с разработкой нетрадиционных запасов в Северной Америке), так и слабым спросом на энергоносители, а также совпало с решением Саудовской Аравии не уменьшать объемы добычи, чтобы сохранить свою долю на мировых рынках.
Как следствие, потребуется период для восстановления нарушенного равновесия на рынках нефти, в течение которого понижающее давление на цены будет оставаться ощутимым фактором, инвестиции в разведку и добычу будут сокращаться, а компании с высокой себестоимостью добычи будут вынуждены ограничить объемы производства нефти.
В этот период, который, по мнению IHS Energy, продлится, как минимум, до 2022 года, будет наблюдаться крайне высокая волатильность цен, при этом средний уровень в $52/баррель (за нефть марки Brent) сохранится до 2-го полугодия 2016 года, после чего цены начнут постепенно расти, и в среднем за 2016 год составят $55/баррель. В среднесрочной перспективе (2017-2020 гг.) среднегодовая цена на нефть будет продолжать расти и составит порядка $79.
В дальнейшем, по мнению IHS Energy, мировой рынок нефти вернется к уровню высоких цен ($100-105/баррель в среднем в 2021-2040 гг. в ценах 2014 года), хотя и будет подвержен существенной волатильности цен за счет цикличности спроса и предложения. Данный рост будет обусловлен тем, что даже при текущем слабом росте мирового спроса на нефть возникнет необходимость в реализации на рынке более дорогостоящей продукции из нетрадиционных источников, а также глубоководных, арктических и иных проектов добычи труднодоступной нефти.
Прогнозы развития отраслей ТЭК
В части перспектив развития ТЭК Казахстана основная ценность Доклада заключается в полученных на основании глобальной модели IHS прогнозах по добыче (производству) и потреблению энергоресурсов, которые в ряде случаев существенно отличаются от прогнозов казахстанских государственных органов и научно-исследовательских институтов.
Нефть
К примеру, в Докладе приводится прогноз, согласно которому объем добычи нефти в Казахстане в 2030 году составит 137,1 млн тонн, а в 2040 году – 150,5 млн тонн, в то время как, согласно прогнозу Министерства энергетики РК, данные показатели составят 112,7 и 91,5 млн тонн соответственно.
Наиболее интересным моментом здесь является то, что значительный потенциал увеличения накопленных объемов добычи имеют действующие небольшие месторождения страны. Согласно исследованиям IHS Energy, за 160 лет мировой нефтедобычи была полностью прекращена разработка только 16% месторождений, в первую очередь, благодаря применению новых технологий повышения нефтеотдачи. Таким образом, с учетом практики добычи на аналогичных месторождениях во всем мире, в представленном в Докладе прогнозе старые небольшие месторождения Казахстана сохраняют важную роль на протяжении всего рассматриваемого периода.
Отмечается, что таких высоких показателей республика сможет добиться в случае внедрения комплекса рекомендованных мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности нефтегазовой отрасли и стимулирование активного принятия недропользователями мер по повышению нефтеотдачи. При этом, в Докладе приводятся результаты сравнительной оценки инвестиционной привлекательности нефтяной отрасли Казахстана с другими нефтедобывающими странами и регионами по фирменному индексу IHS.
В соответствии с данной оценкой, среди выбранных 12 стран (регионов) республика находится на предпоследнем месте, что является следствием сравнительно высокого совокупного объема налоговых сборов (особенно в период низких цен на нефть), значительных финансовых обязательств инвесторов на ранних этапах проектного цикла, а также частых и существенных изменений налогового законодательства страны.
Газ
Как известно, значительная часть добываемого в Казахстане газа является попутным, что ставит его добычу в зависимость от добычи жидких углеводородов. Как следствие, приведенный в Докладе прогноз добычи газа также несколько отличается от официальных оценок. По прогнозам Министерства энергетики РК объем валовой добычи газа к 2030 году достигнет 59,8 млрд м3/год, в то время как, согласно базовому сценарию IHS Energy, валовая добыча газа в 2030 году составит 71,8 млрд м3.
В то же время IHS Energy разделяет мнение Министерства энергетики РК и казахстанских специалистов по поводу ограниченности возможностей реализации всех объемов добываемого газа как в связи с высокой стоимостью переработки попутного газа в товарный продукт, так и в связи с низкой емкостью внутреннего рынка и низкой экономической эффективностью крупномасштабного развития экспорта газа.
Как следствие, основные объемы добываемого газа в рассматриваемой перспективе будут закачиваться в пласт, а объемы «коммерческого» газа[1], по приведенному в Докладе прогнозу, увеличатся до 26 млрд м3 в 2020 году и 35 млрд м3 в 2030 году, соответственно (согласно прогнозу Министерства энергетики РК, объемы «коммерческого» газа сохранятся примерно на текущем уровне – около 21-22 млрд м3 в период до 2030 года).
Нефтепродукты
Несколько иная ситуация имеет место в приведенных в Докладе прогнозах производства и потребления нефтепродуктов в РК. Как известно, на сегодняшний день в Казахстане существует зависимость от импорта светлых нефтепродуктов, доля которого составляет порядка 22% от общего объема потребления. В то же время, в стране проводится модернизация трех нефтеперерабатывающих заводов, после завершения которой производительность НПЗ увеличится до 17-18 млн тонн в год, а ассортимент производимой продукции существенно изменится – более весомая роль в нем будет отводиться моторному топливу, тогда как производство мазута будет сокращаться.
При этом в Докладе приведен относительно умеренный прогноз роста совокупного внутреннего потребления нефтепродуктов – совокупное видимое потребление продуктов нефтепереработки составит 11,9 млн тонн к 2020 году и 13,5 млн тонн к 2030 году при текущем уровне в 11,7 млн тонн. Как следствие, обсуждаемое сегодня в Казахстане строительство четвертого крупного НПЗ, возможно, приведет к существенному перенасыщению рынка при довольно ограниченном экспортном потенциале, который также детально проанализирован в соответствующей главе Доклада.
Уголь
Уголь является движущей силой экономики Казахстана: в настоящее время на долю угля приходится свыше 60% потребления первичных энергоресурсов в стране, и в долгосрочной перспективе данный энергоноситель сохранит свои лидирующие позиции в энергетическом балансе Казахстана.
Ранее порядка 25-30% добываемого угля поставлялось на экспорт (преимущественно в Российскую Федерацию), однако сейчас наблюдается снижение объемов закупа со стороны России, отчасти вследствие недавнего замедления ее экономического роста. По мнению разработчиков Доклада, в перспективе ситуация с экспортом казахстанского угля (за исключением угля ряда месторождений) будет усложняться, что связано как с ограниченной конкурентоспособностью казахстанского угля на международных рынках ввиду сравнительно низкого качества, так и с проводимой соседними странами (такими как Россия и Китай) политикой в области энергетической независимости.
В результате, согласно приведенным в Докладе прогнозам, в период между 2015 и 2040 годами добыча угля будет медленно сокращаться темпами немногим менее 1% в год (с 108,7 млн тонн в 2014 году примерно до 86,9 млн тонн в 2040 году). При этом видимое потребление будет следовать аналогичной траектории – с 82,7 млн тонн в 2014 году примерно до 70 млн тонн в 2040 году. Что касается доли электроэнергетики в совокупном объеме потребления угля в стране, она в течение всего прогнозного периода будет держаться на текущем уровне – порядка 60%.
Электроэнергетика
В сфере производства и потребления электрической энергии Доклад содержит не менее значимые прогнозы и выводы. Так, согласно различным прогнозам казахстанских государственных органов и институтов, потребление электроэнергии в республике к 2030 году ожидается на уровне 136-175 млрд кВт/ч, то время как в соответствии с прогнозом IHS Energy, потребление в 2030 году составит не более 111,4 млрд кВт/ч. Эта разница объясняется не только наблюдаемым и прогнозируемым в обозримом будущем спадом темпов экономического роста страны, но и снижением зависимости роста потребления электроэнергии от роста ВВП по мере развития экономики.
Между тем, детальное изучение данного вопроса представляется крайне важным с точки зрения эффективности масштабных капиталовложений в строительство новых генерирующих мощностей. К примеру, в России на основе изначально завышенных прогнозов электропотребления в последние годы было построено до 20 000 МВт избыточных мощностей, что соответствует общей установленной мощности всех электростанций Казахстана. Сегодня данные мощности не востребованы российским рынком, однако вынужденно оплачиваются за счет потребителей.
Приведенная в Докладе прогнозная структура генерирующих мощностей на протяжении всего рассматриваемого периода включает уголь в качестве основного энергоносителя, при этом незначительное сокращение его доли происходит, в основном, за счет роста доли газовых генераций. Наиболее значимым ожидаемым изменением баланса производства электроэнергии в Докладе заявляется атомная генерация, в то время как рост мощностей на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ)[2], несмотря на имеющиеся официальные прогнозы и ряд амбициозных планов, будет незначительным.
Так, согласно ожиданиям IHS Energy, высокая стоимость электроэнергии ветряных и солнечных установок для потребителей, а также экономические, технические и технологические сложности их интеграции в энергосистему в обозримом будущем вынужденно закрепят за ВИЭ роль «эксперимента» для энергетики Казахстана: эти технологии по-прежнему будут требовать постоянной поддержки за счет государства и потребителей, а потому их развитие, по мнению разработчиков Доклада, следует концентрировать в энергодефицитных районах, удаленных от систем централизованного электроснабжения.
В этой связи в Докладе рекомендуется ограничить общий объем проникновения ВИЭ в электроэнергетическую систему Казахстана к 2030 году на уровне 3-5% от общего объема выработки электроэнергии (15% установленной мощности). При этом уточняется, что ситуация с ВИЭ может измениться естественным образом при появлении необходимых технологических решений (например, сверхэффективных накопителей электроэнергии).
В целом, Национальный энергетический доклад KAZENERGY 2015 позволяет взглянуть на вышеописанные и многие другие вопросы в сфере энергетики Казахстана с новых точек зрения и, безусловно, окажется полезным для представителей казахстанских и зарубежных государственных органов, коммерческих, научных, общественных организаций и всех, кто заинтересован в успешном развитии казахстанского энергетического сектора.
Краткий обзор Доклада Вы можете найти на сайте KAZENERGY.
[1] Т.е. объемы, доступные для реализации и поставки конечным потребителям, за вычетом объемов использования газа при добыче, хранении и транспортировке.
[2] Солнечные и ветровые электростанции.
Опубликован полный текст статьи